Вводные данные: Стоял на машине родной АКБ предположительно 2014 года FB ECHNO HV S34B20R. Это на второй нашей Акве 85 ткм пробега на сегодня 2014 года. И судя по поведению в режиме самоизоляции немного сдал) Поменял его временно на обычный VARTA BLUE DYNAMIC 40Aч бывший в наличии. Почему AGM под вопросом? Должен быть такой по умолчанию. На наклейке только надпись VLRA — АКБ с уменьшенным газообразованием. По виду маты похоже на AGM но несколько отличаются.
По паспорту имеем емкость в 28 Ач. По факту (было измеряно грубо ранее — менее 10 Ач, КТЦ практически ничего не дал). Те менее 35% остаточной емкости. По идее пора менять. Но мы не ищем легких путей) Он в Россию попал — надо еще помучаться) Проблема данного АКБ в том что он необслуживаемый, крышка вент отверстий запаяна.
Дальше начинается лютый колхоз) Зарядил АКБ до 14,2 В и вскрыл крышку. Вскрывал — грубо выломал отверткой. Фото после вскрытия:
При вскрытии крышка была повреждена — впоследствии запаял термофеном. К сожалению не получилось сделать нормальное фото состояния банок внутри. Внутри следующее — уровень электролита покрывающий маты есть только в 1 банке, в 3 банках имеются следы наличия электролита, в 2 банках видимые следы наличия электролита отсутствуют полностью. Долил самодельного дистиллята до уровня покрывающей маты и потом добавил еще по 10 кубиков.
После доливки фото:
Далее контрольный разряд до 50% заряда током 1/20 емкости. Результат печален — 7,6 Ач остаточной емкости или 27%. Все дальнейшие действия производил Кулоном 912.
По способам восстановления руководствовался роликами аккумуляторщика Виктора на Ютуб и Branimir с сайта electrotransport.ru/ussr/….php?topic=60312.0#topmsg. В связи с чем им огромная благодарность.
Порядок моих действий:
1. Вскрываешь АКБ 2. доливаешь дистилата чтобы маты покрыты были
4. разряжаешь до 12,0 вольт током 1/20 емкости — умножаешь на 2 и получаешь емкость фактическую.
5. заряжаешь током 0,02С до 14,7 и держишь постоянное напряжение пока ток не упадет до минимума (0,005 -0,003С)
6. дозаряд до 16,3 током 0,02С и держишь пока не упадет ток до 0,011- 0,015С.
7. Час пауза и разряд контрольный (пункт 4)
8. Если емкость устраивает — заряжаешь и заклеиваешь крышку обратно. Если нет — идешь на 2 круг.
По такому пути мной были восстановлены уже 2 АКБ. Оба с первого прохода. Один был свежий и крышку я не вскрывал.
Емкость АКБ полностью восстановлена. Ниже тайминги процесса:
На восстановление емкости АКБ уходит 3-4 дня. И это не самое сложное) Сложное приклеить крышку обратно. Корпус сделан из РР пластика — полипропилен. К нему вообще плохо что клеится. Путем экспериментов приклеил на жидкие гвозди Titebond. Минусы — очень долго сохнет. Плюсы — пластичность в широком диапазоне температур.
Вариант пайки не рассматривал — пары водорода хорошо взрываются. Если у кого есть идеи получше — буду благодарен) Для лучшей проклейки сделал канавки по бокам и залил в них жидкие гвозди. После сушки покрасил черным спреем из баллончика для пластика (дома валялся). Планирую для надежности проклеить тканевым скотчем сверху. Вид после покраски:
1. АКБ даже высохшие поддаются восстановлению
2. Через 5,5 лет эксплуатации АКБ подсыхает. То же думаю и с ВВБ
3. При выборе АКБ лучше предпочесть те у которых есть доступ к банкам.
4. Проблема доступа к вент отверстиям необслуживаемых АКБ. Проблема — чем достаточно надежно приклеить крышку обратно. Как вариант думаю проще было прорезать прямоугольники над каждым вент отверстием и не выламывать крышку целиком.
5. Интересно поэкспериментировать с восстановлением элементов ВВБ. У них та же проблема — подсыхание элементов и сложность к доступу и определению достаточности пропитки каждой ячейки в элементе. Если в целом можно понять потерю воды по весу элемента, то в каждой ячейке проблематично.