Большой тест восьми 10-дюймовых сабвуферов ценовой категории «выше среднего». ЧАСТЬ

Большой тест восьми 10-дюймовых сабвуферов ценовой категории «выше среднего». ЧАСТЬ 2

Новейшая модель от Роберто Скалабрино, на момент теста её не было даже на официальном сайте. В иерархии RS Audio стоит на ступеньку ниже протестированного чуть ранее RS A10 (последний, к слову, оставил сильные впечатления). Динамик серии Spirit больше напоминает домашние модели – собран на стальной штампованной корзине, никаких лишних рюшечек, всё скромно и только по делу. Очевидно, что цена здесь не за внешний вид, а за инженерию того, что не видно глазом. Как говорится, «вам шашечки или ехать»?

Подвес не слишком широкий, но для SQ механический ход достаточный. Конус диффузора – «полупрессованная» целлюлоза с добавлением в пульпу углеволокна. Центральный колпак – тонкая и жёсткая прессованная целлюлоза. Геометрию магнитной системы навскидку определить не удалось, окон под центрирующей шайбой не предусмотрено. Единственное, что можно проследить – высота магнитного зазора здесь составляет 8 мм. Осевой канал широкий, с закруглениями на выходе. Как следствие, практически полное отсутствие струйных шумов при больших ходах диффузора.

Конструктивные особенности RS Audio Spirit 10 SVC:
Номинальный импеданс – 4 Ом
Диаметр звуковой катушки – 50 мм (2 дюйма)
Высота магнитного зазора – 8 мм
Линейный ход диффузора (в каждую сторону) – н. д.
Рекомендованная RMS мощность усилителя – н. д.

Почти классика SQ. Подвижная система не самая лёгкая из виденных у 10-дюймовых сабов, но и не тяжёлая, на сегодняшний день такую можно считать «средней по больнице». Подвесы одни из самых мягких (вернее, самые мягкие) в этом тесте. Последнее обусловило непривычно низкую для 10-дюймового калибра резонансную частоту. Мотор более чем достаточен, чтобы перемещать всё это без больших усилий, что обещает хорошую отзывчивость к малым сигналам.

Заявленные / фактические параметры RS Audio Spirit 10 SVC:
Fs (собственная резонансная частота) – н. д. / 27 Гц
Vas (эквивалентный объем) – н. д. / 44 л
Qms (механическая добротность) – н. д. / 4,55
Qes (электрическая добротность) – н. д. / 0,46
Qts (полная добротность) – н. д. / 0,42
Mms (эффективная масса подвижной системы) – н. д. / 129 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – н. д. / 13,6 Тл м
Re (сопротивление постоянному току) – н. д. / 3,9 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – н. д. / 84,9 дБ

Динамик имеет очень низкие собственные искажения, рост начинается лишь ниже 30 Гц, но и то небольшой. Выше по частоте тоже без сюрпризов. Очень неплохо, редкие характеристики. На АЧХ есть всплеск в районе 700 Гц, но не такой сильный, чтобы при адекватной настройке придать басу заметный окрас.

Когда этот саб попал ко мне в руки, никакой рекомендации от производителя я ещё не видел, поэтому при расчётах и экспериментах опирался только на собственные измерения. Сразу отмечу, что за счёт мягкости подвесов динамик чутко реагирует на изменение объёмов корпуса. Оптимальные объёмы получаются примерно те же, что и у JL Audio – около 18 литров для ЗЯ и порядка 30 литров для ФИ. Если использовать круглый порт, то самый универсальный вариант – настройка на 37 Гц, получится как будто бас-буст на усилителе добавили. Или можно повторить рекомендованный корпус того JL Audio с узким щелевым портом, там добавится эффект демпфирования воздушной массы внутри порта, саб будет чуть более музыкальным. Хотя, как по мне, ЗЯ для этого RS Audio всё же предпочтительнее.

Динамик на деле не так прост, как выглядит. Бас заметно «жирнее», чем у протестированного ранее топового RS Audio A 10, за счёт чего получается даже некоторый диссонанс – видишь вроде бы обычный динамик, а бас ощущается как от более тяжёлого и брутального саба. Правда, в отличие от тяжеловесов он отзывчиво реагирует на малые изменения сигнала и не пропускает тонкие нюансы на небольшой громкости, так что жанрово вполне универсален.

6. ETON Force F10

Пожалуй, это самый могучий динамик в сравнительном тесте, который рассчитан явно не на SQ-системы. Тяжёлый, вес больше 21 кг. Очень жёсткий: нижний подвес представляет собой пакет из нескольких центрирующих шайб, причём настолько тугой, что поначалу я вообще подумал – не заклинило ли катушку. Чтобы расшевелить этот саб, однозначно нужен мощный усилитель. Для динамика заявлена RMS мощность 2 кВт, и это выглядит более чем правдоподобно.

При разминке пакет центрирующих шайб поначалу прилично шумел, но с разминкой в течение нескольких часов шайбы хрустеть перестали – всё пришло в норму, параметры стабилизировались и совпали с заявкой довольно точно. Диаметр звуковой катушки – 72 мм (это чуть больше, чем 2,8 дюйма). Общая длина намотки – 54 мм, намотка в 8 слоёв. При этом высота магнитного зазора (фактически, рабочая длина звуковой катушки) составляет внушительные 27 мм, что обещает просто фантастический контроль. Линейный ход, как нетрудно вычислить, – почти по 14 мм в каждую сторону. Может показаться, что для такого брутала можно и больше, но на самом деле это не нужно. Чтобы получить высокое звуковое давление, как известно, нужен не ход, а сила, с которой мотор толкает диффузор. И контроль, который во многом определяется соотношением рабочей дины катушки (той, что находится в магнитном зазоре) к её общей длине. А уж с этим-то здесь всё в порядке. В итоге мотор умеет толкнуть так, что мало не покажется. Иными словами, Eton Force F10 – не жирный насос, а мускулистый силач.

Конструктивные особенности ETON Force F10
Номинальный импеданс – 1+1 Ом
Диаметр звуковой катушки – 72 мм (2,8 дюйма)
Высота магнитного зазора – 27 мм
Линейный ход диффузора (в каждую сторону) – 14 мм
Рекомендованная RMS мощность усилителя – н. д.

Для таких динамиков ориентироваться на параметры Тиля-Смолла не всегда имеет смысл. Жёсткий подвес обусловил непривычно высокую резонансную частоту и ещё более странный эквивалентный объём. Тем не менее, это сабвуфер, причём хорошо контролируемый во всём частотном диапазоне. Только на этот раз это классика уже не SQ-систем, а SPL-систем. Причём не попсовых «ветродуев», а систем, заточенных на высокие результаты.

Заявленные / фактические параметры ETON Force F10:
Fs (собственная резонансная частота) – 80 Гц / 76 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 2,4 л / 2,6 л
Qms (механическая добротность) – 11,53 / 12,50
Qes (электрическая добротность) – 0,69 / 0,66
Qts (полная добротность) – 0,65 / 0,63
Mmd (масса подвижной системы) – 210 г / 228 г
Mms (эффективная масса подвижной системы) – н. д. / 231 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 16,9 Тл м / 16,8 Тл м
Re (сопротивление постоянному току) – 1,5 Ом / 1,6 (0,8 + 0,8) Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 84,4 дБ / 84,4 дБ

Уровень искажений, понятное дело, не самый низкий (по крайней мере, в рабочей области частот), но деликатности от SPL-сабвуфера особо никто и не ждал. Правда, чрезмерно большими искажения я бы тоже не назвал. Собственная АЧХ динамика выглядит непривычно, но нужно понимать, что в конечном итоге всё будет решать оформление.

Описание рекомендует два варианта корпусов – ФИ объёмами 60 и 90 литров. Для «маленького» рекомендуется порт на 43 Гц. А для большого (на это раз без кавычек) рекомендуется настраивать порт в пределах 45-50 Гц. В принципе, как и ожидалось для такого саба, объём влияет на величину отдачи, а настройка порта – на частоту пика отдачи.

Какой вариант выбрать в том или ином случае – решаться должно индивидуально, в зависимости от задач. Ясно лишь одно, для Eton Force F10 главная задача – это максимальная контролируемость усилителем и максимальное звуковое давление.

7. DLS Nordica 10i

Динамик поставляется в шикарном деревянном ящике, распаковка представляет собой целую процедуру. Впрочем, в данном случае весьма приятную. Диффузор и центральный колпак – чернёный алюминий. Литая корзина «открыта всем ветрам» – эффекта воздушной подушки под диффузором точно не возникнет. Да и мотор открытый, о компрессии в этой части динамика речи тоже не идёт.

Осевого канала в магнитной системе не предусмотрено, но в нижней шайбе магнитопровода есть несколько отверстий по периметру звуковой катушки. Диаметр катушки – 50 мм (2 дюйма). Длина намотки 31 мм, при высоте зазора 8 мм линейный ход получается 11,5 мм. Немного, но запас хороший, не всякий же раз SQ-сабвуферам приходится мочалить с амплитудой больше 2 см. При разминке с большими ходами были слышны лёгкие струйные шумы, но небольшие и где-то в моторе. При нормальной работе в акустическом оформлении – никаких лишних призвуков.

Конструктивные особенности DLS Nordica 10i:
Номинальный импеданс – 4 Ом
Диаметр звуковой катушки – 50 мм (2 дюйма)
Высота магнитного зазора – 8 мм
Линейный ход диффузора (в каждую сторону) – 11,5 мм
Рекомендованная RMS мощность усилителя – 200-500 Вт на 4 Ом

Динамик имеет не самую тяжёлую (по нынешним меркам) подвижную систему, но при этом относительно жёсткий подвес. Иными словами, компромисс – попытка получить артикуляцию и разборчивость, не слишком потерять в чувствительности, но при этом чтобы динамик не требовал огромных корпусов и нормально работал в компактном оформлении. И это, на мой взгляд, у DLS получилось.

Заявленные / фактические параметры DLS Nordica 10i:
Fs (собственная резонансная частота) – 33,7 Гц / 34 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 22,4 л / 20,1 л
Qms (механическая добротность) – 9,2 / 8,69
Qes (электрическая добротность) – 0,65 / 0,64
Qts (полная добротность) – 0,61 / 0,58
Mms (эффективная масса подвижной системы) – н. д. / 128 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – н. д. / 12,2 Тл м
Re (сопротивление постоянному току) – 3,2 Ом / 3,1 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87,1 дБ / 84,7 дБ

Самый, пожалуй, интересный сабвуфер в этом тесте по части искажений. Правда, собственная АЧХ динамика простирается довольно высоко, это нужно помнить при настройке ФНЧ.

Заявленные и фактические параметры получились близкими, в расчёт можно брать любые. Тем более, описание советует только ЗЯ объёмом 19 литров с заполнением, дословно, «акустической ватой». В расчётах это обычно учитывается как небольшая добавка к объёму корпуса, хотя процессы тут намного сложнее, чем принято считать. Как бы то ни было, динамик можно смело ставить в корпус 18-20 литров, и ему будет хорошо.

По характеру – хорошая попытка найти компромисс между аудиофильской точностью и вкусной массивностью баса. Пробовал его в ЗЯ, бас неплохо прорабатывается, разборчив, не гудит, но при этом далёк от скучной сухости и педантичности – упругий такой, мускулистый. Не высушенный атлет-марафонец, а эдакий рельефный подкачанный бодибилдер. Вообще, довольно музыкальный сабвуфер.

8. Ground Zero GZPW 10SQ

Этот сабвуфер был удостоен премии EISA в номинации Best subwoofer 2019-2020. Как выяснилось, не зря, но не стану забегать вперёд, обо всём по порядку. Это ещё один сабвуфер с грилем в комплекте – добротная крупноячеистая сетка, вставляющаяся в металлическое кольцо через резиновую прокладку. Плюс отдельное резиновое кольцо, закрывающее крепёж, если вдруг сетку ставить не захочется.

Диффузор и центральный колпак – алюминиевые. Литая корзина выглядит ажурно – никакого сопротивления движению воздуха не создаст даже при больших ходах диффузора. Осевой канал в магнитной системе закрыт на выходе мягким губчатым материалом – лёгкое демпфирование проходящей воздушной массы, в том числе для исключения призвуков. С аэродинамикой тут вообще полный порядок – при разминке динамика ни единого струйного призвука обнаружено не было. Звуковая катушка имеет диаметр 50 мм (2 дюйма). Магнитная система закрыта кожухом, но я добрался до верхней шайбы магнитопровода и измерил её толщину – 10 мм. Она в данном случае определяет высоту магнитного зазора. Длина намотки на 30 мм больше, т. е. линейный ход составляет по 15 мм в каждую сторону.

Конструктивные особенности Ground Zero GZPW 10SQ:
Номинальный импеданс – 2+2 Ом
Диаметр звуковой катушки – 50 мм (2 дюйма)
Высота магнитного зазора – 10 мм
Линейный ход диффузора (в каждую сторону) – 15 мм
Рекомендованная RMS мощность усилителя – 300-700 Вт (на 4 или 1 Ом)

Динамик – золотая середина между классическими требованиями SQ (артикуляция, отзывчивость к малым изменениям сигнала), стремлением уместиться в удобные размеры акустического оформления (не самый жёсткий, но и не самый мягкий подвес) и при этом не потерять в глубине баса. Удачный компромисс между этими противоречивыми требованиями.

Заявленные / фактические параметры Ground Zero GZPW 10SQ:
Fs (собственная резонансная частота) – 34 Гц / 34 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 23,5 л / 20,9 л
Qms (механическая добротность) – 4,89 / 5,07
Qes (электрическая добротность) – 0,66 / 0,65
Qts (полная добротность) – 0,58 / 0,57
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 154 г / 158 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 14,5 Тл м / 14,8 Тл м
Re (сопротивление постоянному току) – 4,0 Ом / 4,0 (2,0 + 2,0) Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 83,8 дБ / 83,4 дБ

Искажения не рекордные, но в рабочем диапазоне ниже среднего по тесту. Резонансы в подвижной системе практически отсутствуют. Собственная АЧХ динамика с повышением частоты довольно шустро спадает, и это дало свой положительный эффект при настройке, но об этом чуть позже.

Рекомендованное оформление – 26 литров ЗЯ. Для «десятки» вроде бы немало, но в данном случае этот вариант выглядит разумно. Точно вымерять объём, на мой взгляд, необходимости нет: плюс-минус литр – вполне допустимо.

Сложно описать словами бас, который выдаёт Ground Zero. Он какой-то… чистый что ли. И тут самое время вспомнить АЧХ. Если большинство когда-либо слышанных мной сабвуферов тянутся к СЧ диапазону (порой настолько заметно, что это даже мешает настройке), то GZ этого делать особо не пытается и не пачкает бас лишними звуками. Как следствие, сабвуферное звено легко и предсказуемо настраивается, даже не требуя фильтров высокой крутизны. Характер баса при этом абсолютно нейтрален – не гудит, немного с «мяском», при этом отрабатывает даже быструю басовую дробь на тяжёлом метале.

РЕЗУЛЬТАТЫ. ЧТО И В КАКИХ СЛУЧАЯХ ВЫБРАТЬ?

Итак, пришла пора подытожить результаты измерений и инструментального анализа и обобщить впечатления. Квинтэссенция проведённого теста выглядит следующим образом:

Alpine X-W10D4 – редкий представитель могучих сабвуферов, которые, несмотря на брутальность, на удивление музыкальны. Любит погромче и спокойно работает с огромными ходами, но при этом не превращается в тупой насос, дудящий на одной ноте. Я бы выбирал его в тех случаях, когда нужен запас громкости без потери умения играть музыку.

Morel Ultimo Titanium SC 104 – если попросят привести пример классического SQ-сабвуфера, можно смело называть Morel. Станет оптимальным выбором, когда от саба требуется не столько «мясо», сколько максимальная точность и разборчивость.

JL Audio 10W3v3-4 – отличный вариант для стелсов, с ним не нужно заботиться о том, как бы не перекрыть отверстия с тыльной стороны мотора, и не нужно жёстко выдерживать объём корпуса. Не ортодоксальный аудиофил, но жанрово универсален. Не знаешь что выбрать – ставь JL Audio W3, не промахнёшься.

Hertz MP 250 D2.3 – этот саб логично выбрать, когда нужно «обмануть физику». С хорошим усилителем способен на неожиданно могучий, массивный бас, неожиданный для 10-дюймового калибра. При этом достаточно разборчивый и без гудения. И самое ценное, что всё это можно получить в довольно компактном ЗЯ.

RS Audio RS Spirit 10 SVC – внешне скромный, этот динамик из разряда «волков в овечьей шкуре». Не самая тяжёлая подвижка и мягкие подвесы обеспечили ему отзывчивость к малым изменениям сигнала, хотя при этом Spirit способен создать ощущение тяжёлого, массивного баса. Тоже хорошо работает в ЗЯ небольшого объёма, 18 литров ему достаточно.

Eton Force F10 – ни разу не SQ. Это саб для серьёзных громких и SPL-систем – тугой и могучий. Если рискнуть и попробовать его в музыкальном применении, то получается кувалда, выбивающая воздух из грудных клеток. И не скупитесь на моноблок, адекватная мощность для него измеряется не сотнями ватт, а единицами киловатт.

DLS Nordica 10i – хороший универсальный сабвуфер для SQ-систем, но при этом без скучной педантичности и сухости, а с мясным, упругим и при этом разборчивым басом. Хорошо работает на небольшой громкости, но позволяет пошалить, не размазывая при этом бас, а создавая «концертное» ощущение басового удара в грудь.

Ground Zero GZPW 10SQ – очень интересный сабвуфер для SQ-систем. Если смотреть лишь по параметрам, закрыв глаза на всё остальное, то это просто хороший динамик. Но за счёт конструктивных решений у него нет ни грамма «окрашенности», что делает его очень удобным и предсказуемым при настройке готовой системы. Причём фильтры с высокой крутизной будут нужны далеко не всегда, что может оказаться не просто существенным, а решающим достоинством. В общем, награда EISA в своё время получена им не зря.

Оценка
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: