Авторынку Зеленый угол во Владивостоке — 25: история символа праворульного движения

Авторынку «Зеленый угол» во Владивостоке — 25: история символа праворульного движения

Одна из визитных карточек Владивостока — наряду с мостами и «Мумий Троллем» — авторынок «Зеленый угол» отмечает свое 25-летие сегодня, 25 сентября. Образовавшийся в 1993 году как замена стадиону «Строитель» в качестве полудикой площадки для торговли автомобилями с рук, он за несколько лет стал самым большим авторынком России open-air и символом «праворульного движения». Кто и зачем создавал «Зеленку», почему первые машины здесь меняли на квартиры и сколько раз всевозможные эксперты хоронили свободолюбивый приморский автобизнес после очередного увеличения импортных пошлин — читайте в очерке ИА PrimaMedia.

Время «до»

Закрытый порт Владивосток был открыт 1 января 1992 года по указу президента страны Бориса Ельцина. Для города с этого момента началась новая, интересная жизнь. Иностранные товары появлялись тут и раньше, но лишь как вещи для личного пользования моряков или контрабанда. Теперь же дорога на местный рынок была открыта всему без исключения — джинсам, жвачкам, телевизорам и, конечно же, автомобилям.

Правда, как вспоминает Директор Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов, ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН Юрий Авдеев, первые «японки» появились во Владивостоке еще в 1986 году.

Юрий Авдеев. Фото: Илья Табаченко, РИА PrimaMedia

— В то время машину можно было купить в Японии за 300 долларов. Но их, в основном, привозили себе моряки. Во Владивостоке обеспеченность автомобилями не превышала 70-80 автомобилей на тысячу жителей (сейчас это показатель почти в 10 раз больше — прим. ред). Автомобиль был роскошью и дефицитным товаром. В конце 1970-х — начале 1980-х годов в ДВО РАН вдруг по разнарядке пришел отечественный мотоцикл с коляской, здесь была огромная запись, и из-за этого мотоцикла была даже драка. А уж машину, тем более иномарку, купить было практически невозможно, — рассказывает Авдеев.

Моряки, говорит он, потихоньку начали осваивать эту технику. Несмотря на строгий коммунистический принцип «у нас самые лучшие в мире автомобили», никто уже тогда всерьез не сравнивал «Жигули» и «Тойоту». На свободное место на палубу моряки брали себе автомобиль. Потом стали привозить родственникам, друзьям. Был скандал по этому поводу в 1989 году, когда вышла статья в «Красном Знамени» под заголовком «Круиз для своих». Сыр-бор заключался в том, что кто-то купил два автомобиля, а кому-то не хватило места на палубе.

Японские автомобили во Владивостоке вне конкуренции. Фото: Валентин Труханенко

Дальше — больше, и к 1991 году почти каждый уважающий себя моряк, заходивший в Японию, не упускал возможности привезти для себя и попытаться продать кому-то еще хотя бы одну иномарку. Вопрос – где ее выставить на продажу? Какое-то время площадкой для свободной торговли машинами был стадион «Строитель» на проспекте Столетия. Но жители близлежащих домов очень быстро начали жаловаться на шум. Руководству Владивостока, который тогда возглавлял Виктор Черепков, предстояло решить, как и волков накормить, и овец сохранить.

«В 1993 году, когда остановилось финансирование военно-промышленного комплекса, на обслуживании которого была занята большая часть населения, люди были практически выброшены на улицу», — вспоминал Виктор Черепков. — «Предприятия выбрасывали станки и занимались торговлей ширпотребом. Встали ДВМП и железная дорога. Бюджеты Владивостока и Приморья резко сократились. Срочно требовались новые рабочие места. Я собрал своих замов и сказал: ребята, будем строить автозавод. Он должен выпускать машин больше, чем в Тольятти. Но завод виртуальный, без фундамента, без давления на экологию».

Первые стоянки

Таким «заводом» и должен был стать авторынок. Под него был выделен пустырь, прилегающий к улице Нейбута — принадлежащий ТОФ и министерству обороны. Новый арендатор, которым стало ООО «Березка» во главе с директором Геннадием Згиблым, тут же разровнял несколько площадок, вывез мусор, вырубил кусты и создал открытые стоянки для всех желающих. Привозишь машину, торгуешь ее, а платишь только за ночную охрану. Один из моряков, который через некоторое время сменил профессию и стал торговать автомобилями в крупных масштабах, сегодня до сих пор работает на «Зеленке». Вспоминать, что было здесь в начале 90-х годов, Владиславу непросто, но кое-что все-таки всплывает в памяти.

— Изначально существовала только центральная стоянка, вот та, что внизу от главной дороги. Вокруг были пустыри, лес, кусты и обрывы. Ну и еще небольшое место на сопке было справа, — показывает Владислав рукой за окно будки стоянщика.

Центральная площадка, она же «нижняя» (потому что находится на уровень ниже большинства стоянок), была самой первой. Гораздо позже площадками по обеим сторонам обросла центральная дорога.

Раньше этой стоянки около дороги не было. Фото: Мария Бородина, PrimaMedia

«Зеленка» в 1993 году. Фото: Валентин Труханенко

Изначальная стоянка «Зеленого угла». Фото: РИА PrimaMedia

— Первый раз я попал сюда еще в 1993 году, когда учился в ДВВИМУ. Тогда «Зеленка» только открылась, но народу сразу было много. При этом привозить авто большими партиями люди еще не умели — это только морякам разрешалось привезти себе одну машину, как бы для личного пользования. А на корабль просто пассажиром не брали, надо было быть членом экипажа, в общем, достать японку тогда могли только настоящие моряки. Поэтому кто в Японию попадал, обязательно брал на себя авто и под небольшую пошлину в несколько ЭКЮ — привозил. Лесовозами их везли сюда через Находку, Пластун и Терней.

Где было место, там и стояли. Фото: Валентин Труханенко

Справка: ЭКЮ (ECU) — это условная валютная единица, бывшая в употреблении в валютной системе Европы в период с 1979 по 1998 годы. Название представляет собой аббревиатуру от European Currency Unit, что означает в переводе «европейская валютная единица» и восходит к названию старинной французской золотой или серебряной монеты ЭКЮ (écu — прямоугольный щит). Монеты получили свое название из-за изображенного на них щита.

Естественно, рынок подержанных машин, как любой другой рынок в России 90-х, вызывал пристальное внимание любителей легкой наживы. Сверхприбыли, которые продавцы получали в долларах, тут же могли быть отняты в качестве «налога на безопасность». Однако, как вспоминает Александр Ролик — спикер регионального Закондательного собрания, а тогда сотрудник КГБ — создание «Зеленого угла» было скорее помогло борьбе с преступностью.

Александр Ролик. Фото: Илья Табаченко, РИА PrimaMedia

— На мой взгляд, создание «Зеленого угла» было позитивным шагом. Раньше машины привозили и продавали где попало, чем, собственно, и пользовался криминалитет. Они отслеживали владельцев, отбирали эти машины, облагали предпринимателей данью. А создание площадки позволило, во-первых, хранить машины под ночным присмотром, а во-вторых, правоохранительным органам стало проще работать. Наблюдать за преступниками гораздо легче, когда они собираются где-то в одном месте, — рассказывает Ролик.

Также позитивным моментом Александр Ролик считает появившуюся у жителей Приморья и Владивостока возможность приехать в одно место, выбрать и законно купить автомобиль. Интерес криминала к торговле подержанными японками был вполне объясним. Заработать на привезенной «Тойоте» можно было до 1 тысячи долларов. В газетах нередко появлялись объявления такого содержания: «Меняю 2-комнатную квартиру на иномарку-джип».

— Когда свободную торговлю открыли, никто же не знал, что сколько стоит. Рынка недвижимости в СССР не было, квартиры просто раздавало государство. Поэтому люди не представляли, сколько реально может стоить их жилье, — вспоминает продавец-ветеран.

Предпродажная подготовка. Фото: Валентин Труханенко

Правда, о законности и юридическом оформлении продаж на «Зеленке» стали думать далеко не сразу. Поначалу покупка машины была похожа на покупку банки колы в придомовом ларьке — отдал деньги, получил товар.

— Продавались машины сначала вообще как попало. В лучшем случае старый хозяин выписывал доверенность и отпускал покупателя с миром. Даже ПТС у нас не было, потому что таможня их поначалу не выдавала, а надо было в ГАИ идти с таможенной декларацией и только там оформлять документы. Ну и, конечно, этим пытались пользоваться всякие серые личности, — говорит старожил Владислав.

Другой свидетель контактов покупателей иномарок с криминальными элементами рассказывает, что редкая сделка на «Зеленке» проходила без участия «братвы».

— Лет 20 назад, когда я был еще подростком, мой отец накопил, наконец, денег на японскую машину. Помню, как они с продавцом пересчитывали требуемую сумму, доставая купюры из большого целлофанового пакета размером с чемодан. Родители понимали, что каждого покупателя на рынке «пасут» бандиты. И если у продавцов часто была своя «крыша» и отнять машину у них было не так просто, то когда она выходила из-под их контроля и попадала в руки покупателя — выследить, догнать и заставить переписать машину рэкетирам было проще простого. Отец попросил своего знакомого милиционера подстраховать нас, тот взял служебный «калаш», и мы поехали. Купили обалденную по тем меркам белую Corona и отправились домой. Папа положил ракетницу между сиденьями, его товарищ-милиционер ехал с автоматом в руках. И тут нас догоняет «жигуль» с кавказцами внутри. Водитель открывает окошко и кричит отцу «Продаешь?». А он отвечает: «ага, только не я, а он!». И показывает на приятеля с АК. «Покупатель» этот понимающе улыбнулся, сбавил скорость и скоро пропал из виду. Да, вокруг нашей «Зеленки» таких историй полно.

Переход от полукриминального бизнеса к полузаконному все же происходил поступательно. Как писал Василий Авченко в своем романе «Правый руль», рынок «стал развиваться, медленно цивилизуясь под звуки взрывов и перестрелок».

И, тем не менее, невиданный доселе уровень надежности и комфорта японских автомобилей пришелся по вкусу рядовым покупателям в Приморском крае, да и на всем Дальнем Востоке, так что «Зеленому углу» пришлось расширяться. Центральной стоянки с прилегающими площадками быстро стало не хватать. Своими авто продавцы занимали все близлежащие дороги. Машины стояли по всему району Нейбута. Оказавшийся на улицах Владивостока рынок надо было загнать обратно.

Автомобили на продажу на улицах района Нейбута. Фото: Еженедельник «Конкурент»

— Помню в 1996 году, я снова привез машину, кажется Land Cruiser, и вот эта центральная дорога, которая идет по рынку – она вся на субботу-воскресенье была забита под завязку. Вся – от слова «полностью», выехать было никак нельзя. Люди, купившие машину в глубине этой очереди, ночевали прямо на рынке, пока дорога не освобождалась, чтобы можно было выехать. Это потом уже отсыпали вот эти площадки слева от дороги, где теперь находится половина стоянок, а тогда места было ужасно мало, — рассказал Владислав.

В том же году, на волне повального интереса к праворульному автомиру, в городе появляется специализированный радиопроект на VBC, а после — печатный журнал под названием Twin Cam. Как вспоминает один из его создателей Кирилл Потапенко, начинался он с объявлений о продаже и небольших тематических статей о различных марках японских авто.

— В материалах, за отсутствием тогда в Приморье каких бы то ни было официальных дилеров, господствовал «правый руль». Так что это был довольно квалифицированный источник информации по новым моделям. Добывали мы эту фактуру в большинстве случаев именно на «Зеленке». Ходили по продавцам, выискивали интересные или совсем новые модели. Все фотографии, естественно, делались там же, — рассказал Потапенко.

Журнал Twin Cam. Фото: РИА PrimaMedia

Оценка
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: