- Понижение уровня электролита в батарее
- Сульфитация пластин аккумулятора
- Замыкание банки аккумулятора
- Полный разряд аккумулятора
- Саморазряд аккумулятора
- Замерзание аккумулятора
- Восстановление клемм аккумулятора
- Восстановление необслуживаемых и мало обслуживаемых аккумуляторов
- Устранение небольших повреждений корпуса аккумулятора
- Нарушение полярности клемм аккумулятора
До состояния полной неисправности аккумуляторную батарею автомобиля можно довести разными негативными факторами. Но в первую очередь, это может быть вызвано следующими причинами:
- разряжением батареи, нередко зимой вследствие низкой температуры;
- замыканием банок батареи;
- сульфитацией пластин;
- замерзанием аккумулятора;
- глубоким и полным разрядом.
Сразу следует отметить, что не все неисправности аккумулятора можно исправить. Процесс неправильной и бездумной эксплуатации автомашины может вызвать такие проблемы АКБ, при которых самым верным решением будет покупка новой батареи.
Прописная истина! Залог долгой и четкой работой аккумулятора – это своевременный и регулярный уход за ним. Не реже одного раза в две недели необходимо удалять сухой ветошью пыль и грязь с поверхности корпуса АКБ. Для предотвращения окисления, клеммы батареи и наконечники проводов смазываются техническим вазелином или медесодержащей смазкой. Не реже одного раза в шесть месяцев рекомендуется проводить полную зарядку аккумулятора.
Понижение уровня электролита в батарее
Уровень электролита понижается зачастую по причине испарения. Особенно это характерно летом. Также, вода испаряется из электролита при высокой температуре, образующейся под капотом моторного отсека автомобиля. Следствие этого – оголение пластин и падение емкости АКБ. Не беда! Здесь необходимо долить дистиллированную воду, закрыв пластины на 1 – 1,5 см. Дальше, после зарядки, аккумулятор, как правило, приходит «в норму». Правда, отнюдь не всегда. В необслуживаемую батарею добавление воды зачастую невозможно.
Сульфитация пластин аккумулятора
Сульфитация – это химический процесс образования на пластинах аккумулятора сульфата свинца в виде белого налета. Процесс сульфитации происходит при разряде батареи. При заряде АКБ, получившийся налет разрушается вследствие обратной химической реакции. Образующийся слой сульфата на пластинах при длительном разряде батареи забивает и «запаковывает» пластины и образует наросты на них. Это происходит в случае, если аккумулятор остается разряженным довольно долгое время. В ходе данного процесса понижается плотность электролита. При заряде же батареи, налет сульфатов разрушается и растворяется, плотность электролита в АКБ начинает повышаться.
Если батарея была в разряде долгое время, восстановить ее до рабочего состояния будет очень сложно. В данном случае происходит увеличение и утолщение слоя сульфатов на пластинах, и разрушить такой слой почти не возможно.
Чтобы не довести АКБ до подобного состояния необходимо придерживаться следующих правил:
- производить периодическую подзарядку батареи до 100% не реже одного раза в полгода;
- не доводить АКБ до полного разряда;
- регулярно контролировать и поддерживать необходимый уровень электролита;
- не допускать оголения пластин батареи, особенно в теплое время года, при возникшей необходимости доливать дистиллированную воду (при использовании обслуживаемой АКБ);
- незамедлительно ставить аккумулятор на зарядку при его разряде, не оставляя АКБ на длительное время в разряженном состоянии.
Сильно запущенный аккумулятор можно подвергнуть процедуре десульфитации. Также можно использовать зарядное устройство с функцией десульфитации.
Замыкание банки аккумулятора
Характерные признаки этой проблемы такие:
- двигатель не заводится;
- после зарядки напряжение на клеммах АКБ составляет не более 10 — 10,5 В;
- в одной из банок находится электролит темного цвета или в мутном состоянии;
- при использовании нагрузочной вилки происходит быстрый разряд аккумулятора, при этом напряжение до прежнего уровня не восстанавливается.
Замыкание банки, скорее всего, может быть вызвано осыпанием активной массы пластин.
Чтобы привести в норму такой аккумулятор, необходимо полностью разрядить его. По истечении времени разряда, на клеммах проверяется отсутствие напряжения. После чего, батарея подвергается разборке. Необходимо будет разобрать и разрезать корпус и перемычку банок, извлечь пластины, найти и извлечь замыкающий элемент, провести замену сепараторов. Потом все поставить на место, спаять перемычку и запаять корпус. После сборки нужно заменить электролит, и полностью зарядить аккумулятор. Но в домашних условиях проводить такие работы с корпусом и кислотой сложно и опасно. Целесообразнее провести полную замену батареи.
Встречаются относительно несложные случаи замыкания, когда оно происходит от осадка, образующегося на дне банки. В этом случае проводят промывание аккумулятора дистиллированной водой или специальным раствором. Такие растворы также могут использоваться и для десульфитации пластин батареи. Перед началом промывания шприцем откачивается электролит, заливается вода или раствор для промывки до закрытия жидкостью пластин. После этого аккумулятор выдерживается около часа. В это время в батареи происходит процесс химического кипения, в ходе которого происходит растворение осадка и отложений сульфатов на пластинах. Далее, опять-таки с помощью шприца, жидкость откачивается из аккумулятора, и батарея промывается несколько раз дистиллированной водой. Потом производится заливка электролита, и аккумулятор заряжается. Необходимо отметить, что такая процедура, проведенная со старой батареей чревата «осложнением» — полным разрушением пластин.
Полный разряд аккумулятора
Самое главное – не допускать полного разряда АКБ до нуля. В таком случае может иметь место сильная сульфитация с возникновением утолщенного трудноразрешимого слоя сульфатов на пластинах. Восстановить такой аккумулятор до рабочего состояния можно опять-таки с помощью зарядного устройства с функцией десульфитации.
Чтобы не доводить аккумулятор до полного разряда, при длительной стоянке автомобиля необходимо сбросить клеммы с АКБ или полностью снять и вынуть ее с моторного отсека.
Саморазряд аккумулятора
Этот вид неисправности характерен при хранении неиспользуемого аккумулятора. Рабочая батарея в ее исправном состоянии при хранении постепенно разряжается, даже при отсутствии нагрузки. Причем новый аккумулятор теряет до 1 % заряда в сутки, бывшая в употреблении батарея – до 3 %. Основная причина саморазряда – это расслоение электролита в банках (внизу банки плотность электролита больше, чем вверху). Неравномерность плотности электролита по объему АКБ способствует появлению паразитных токов и появлению саморазряда батареи. Поэтому, при хранении АКБ не реже одного раза в два месяца необходимо проводить подзарядку аккумулятора небольшим током, для выравнивания плотности электролита по всему объему батареи.
При наличии ускоренного саморазряда аккумулятора, когда батарея теряет более 3 % заряда в сутки, необходимо первоначально выявить причину этого. Скорее всего, это может быть загрязненность электролита, осыпание пластин или сульфитация пластин, попадание внутрь корпуса АКБ посторонних предметов, вызывающих замыкание пластин. Необходимо проводить работы по десульфитации аккумулятора, замене электролита, зарядке аккумулятора. При невозможности устранения причин замыкания, придется заменить батарею.
Замерзание аккумулятора
Данный факт может вследствие глубокого разряда батареи. К примеру, аккумулятор, имеющий плотность в пределах 1,0 – 1,1 г/см3, может замерзнуть уже при 1 — 6 оС. Зимой за зарядом батареи следить особо важно.
Если все-таки аккумулятор замерз, восстановить его можно в следующем порядке:
- сначала необходимо убедить в отсутствии трещин на корпусе АКБ, в противном случае надо заменить аккумулятор;
- если трещин нет, батарею выдерживают некоторое время в помещении при комнатной температуре для постепенного согревания;
- согрев аккумулятор в помещении, необходимо осмотреть банки и убедиться, что они не осыпались (цвет банок должен быть светлым);
- после этого начинают заряд аккумулятора (желательно малыми токами, примерно 5% от емкости);
- через 3 — 4 часа после начала заряжания, необходимо посмотреть еще раз на банки и на показание напряжения, чтобы убедится в отсутствии замыкания какой-либо из банок;
- если показания напряжения составляют в пределах 12,7 – 14,4 В и во всех отсеках батареи электролит прозрачен, продолжают процесс заряда дальше;
- далее необходимо зафиксировать процесс электролиза (когда начнется «кипение» в банках) и замерить плотность электролита, она должна быть в пределах 1,27 – 1,29 г/см3;
Нередко бывают случаи определенной разности показаний плотности по разным банкам. Например: 1,29, 1,26, 1,24, 1,23 г/см3. Это может говорить о том, что в какой-то из банок уже произошла сульфитация. В данном случае продолжают заряд АКБ 2 — 3 дня или доводят плотность электролита до рабочего значения концентратом по методу смешивания. Но необходимо учитывать, что при использовании концентрата, сульфитация в «проблемной» банке только усилится. Некоторые источники категорически не рекомендуют доводить таким способом плотность до рабочих значений. Здесь необходимо применение специального зарядного устройства или особого алгоритма зарядки.
Восстановление клемм аккумулятора
В практике иногда встречаются случаи расплавления или отламывания клеммы аккумулятора вследствие короткого замыкания или большого тока. Восстановить клемму однозначно возможно. Для этого необходимо на остаток клеммы батареи установить заранее подготовленную форму, посредством которой можно будет нарастить расплавленную или отломленную часть данной клеммы. Материалом для наращивания может служить металл — свинец или свинцовый припой ПС-60, который содержит в себе около 60 % свинца. Расплавлять металл удобнее всего угольным электродом, за питанным от большой батарейке. Порядок работы здесь таков: на остаток клеммы одевают форму и начинают угольным электродом расплавлять то, что осталось от клеммы в этой форме, постепенно добавляя в получившийся расплав заготовленный раннее свинец. Таким образом, заново формируют клемму аккумулятора. При достаточной сноровке такой процесс не займет более нескольких минут.
Восстановление необслуживаемых и мало обслуживаемых аккумуляторов
Установка на современных автомобилях заводами — изготовителями необслуживаемых и мало обслуживаемых батарей в настоящее время вещь обычная. Как считается, в таком случае автопроизводитель преследует благой замысел по «облегчению» жизни автолюбителю, чтобы тому не пришлось уделять время на обслуживание АКБ.
В крышке необслуживаемой батареи отсутствуют пробки, ведь считается, что такая батарея не требует доливки дистиллированной воды. В крышке мало обслуживаемой батареи имеются пробки для доливки дистиллированной воды и проверки уровня и плотности электролита.
При произошедшей разрядке, необслуживаемый аккумулятор необходимо заряжать осторожно и в щадящем режиме. Это вызвано тем, что определить плотность в такой батарее невозможно. Частично заряженную батарею заряжают около трех часов при значении напряжения в пределах 14 – 14,5 В, и силы тока — от 25 А в начале процесса до 0,20 А при полном заряде.
Частично заряженную батарею следует непрерывно заряжать около трех часов подачей напряжения 14–14,5 В, контролируя лишь значение силы тока — от 25 А в самом начале процесса до 0,20 А при полном заряде.
Полностью разряженная батарея выдерживается в процессе зарядки не менее суток. Напряжение зарядки выставляется на показание, равное 10 % от емкости заряжаемой батареи в ампер-часах. Фиксируя начало процесса кипения, зарядку прекращают. После того, необходимо проверить конечное значение напряжения на соответствие номиналу.
Устранение небольших повреждений корпуса аккумулятора
В процессе эксплуатации аккумулятора могут обнаружиться небольшие повреждения и трещины корпуса. Это дефекты можно исправить, если для склейки корпуса применить соответствующий клей. Надо отметить, что материалы многие корпусов аккумуляторов подвергаются ремонту со склейкой эпоксидной смолой. При этом перед началом работ из аккумулятора надо с помощью шприца откачать весь электролит и после этого высушить бак. Потом проводят склейку корпуса и заливают электролит.
Нарушение полярности клемм аккумулятора
Данная неисправность возникает при неправильном включении батареи, когда путают по ошибке плюс с минусом. После такого включения на АКБ меняется полярность. Поломку можно устранить, полностью зарядив и разрядив батарею. Цикл полного заряда и разряда повторяют несколько раз. После этого, работа аккумулятора восстанавливается.