Робот: хороший или плохой!

Робот: хороший или плохой!

Робот: хороший или плохой!

В связи с участившимися вопросами в группе по роботу QQшки, который для всех владельцев и горемеханников СТО становится чуть ли не страшнее смерти, я решил в своё время собрать эту полезную информацию воедино и Вас в этом разубедить, дав основные инструкции/советы по его эксплуатации и обслуживанию.

Фото в бортжурнале Chery QQ

Основные тезисы о роботизированной коробке:
Во-первых, НИКОГДА и никому не говорите, что это АКПП или автомат. Это сразу же пугает русских/украинских и еже с ними коллег, которые всю свою жизнь перебирали только механические коробки. Это не автомат и запомните раз и на всегда! Робот — это такая же механическая коробка (90% там от механики) просто с автоматическим сцеплением, обслуживание которого довольно просто. Как видно из картинки ниже, деталей в роботе мало и снять/поставить его не сложнее, чем снять саму коробку, которая к нему не относится!

Во-вторых, сразу перейдём к тому, что для обслуживания робота требуются 2 различных масла: одно в робот, второе как и обычно в коробку. Масло робота заливается в пластмассовый бачок, который находится под кожухом воздушного фильтра. Заливаем туда DEXTRON III до самой пробочки, при этом смешивать с предыдущим маслом — нельзя, так что снимаем робот и промываем. В коробку мы заливаем стандартное трансмиссионное масло, типа Сastrol Syntrans 75w-90, около 3х литров через металлическую пробку в широкой части коробки. Масло также не рекомендуется смешивать с предыдущим, так как вязкость уже может не совпадать.

Фото в бортжурнале Chery QQ

В-третьих, устройство робота вполне просто. Этот электрогидравлический прибор включает в себя:
1 — Корпус;
2 — Регулируемый шток привода сцепления;
3, 4 — Клапана включения выбора четных и нечетных передач;
5, 6 — Клапана включения выбора повышения и понижения передач;
7 — Клапан включения сцепления;
8 — Гидроаккумулятор;
9 — Датчик давления гидросистемы;
11 — Датчик положения выбора четных/нечетных передач;
12 — Датчик положения выбора повышения/понижения передач;
13 — Перепускной клапан;
14 — Задняя крышка робота.

Изменение положения привода сцепления и привода селекторов передач осуществляется при помощи специальной жидкости (CS-Speed, или обычной DEXTRON II, используемой также в системах гидроусилителя руля и автоматических КПП), подаваемой в соответствующий контур исполнительного механизма робота. За перемещение привода селекторов передач отвечают 4 электрогидравлических клапана. Клапана 5 и 6 отвечают за включение повышенных / пониженных передач, т. е. перемещают шток селектора передач КПП вверх и вниз по вертикали, что соответствует перемещению рычага механической КПП в положение «к себе / от себя» или «влево / вправо». Клапана 3 и 4 отвечают за включение четных и нечетных передач, что соответствует перемещению рычага механической КПП в положение «вперед / назад». Шток селектора передач, в этом случае, вращается вокруг своей оси по / против часовой стрелке. Переключение передач осуществляется с характерным щелкающим звуком, что является вполне нормальным для системы. Громкость включения каждой отдельной передачи может отличаться. Положение штока селектора передач, а также штока включения сцепления, контролируется тремя резистивными датчиками, установленными на корпусе робота (10, 11 и 12), определяющими правильность включения передачи, либо включения сцепления. В зависимости от показания датчиков, ЭБУ определяет дальнейшую работу системы роботизированной коробки.

Фото в бортжурнале Chery QQ

Фото в бортжурнале Chery QQ

Для поддержания постоянного давления в гидросистеме примерно равного 50-40 бар, используется электрогидравлический насос центробежнолопостного типа, установленный в районе переднего левого крыла автомобиля (там же, где и расширительный бачок с жидкостью/маслом для робота). Насос работает от постоянного тока напряжением 12V. За включение насоса отвечает разгрузочное реле, управляемое ЭБУ робота, автоматически срабатывающее при падении давления в гидросистеме ниже 42 бар.

Внимание! При повороте ключа до зажигания, автомобиль издаст жужжащий звук электронасоса системы (так она подготавливается к началу работы, нагнетая необходимое давление жидкости). В этот момент крайне не советуется заводить автомобиль, что может серьёзно навредить роботизированной коробке. Пожалуйста подождите, пока звук пройдёт. Чем холоднее на улице, тем звук (работа насоса) может идти дольше.

Фото в бортжурнале Chery QQ

Фото в бортжурнале Chery QQ

Фото в бортжурнале Chery QQ

Как понять неисправность робота:
Основные возможные неисправности системы и способы их устранения

1.Отказ насоса. Данная неполадка может быть связана как с выходом из строя, как самого насоса, так и с проблемами электропроводки, либо управляющего реле. При этом передачи не переключаются, а в том случае, если в настоящий момент включена какая-либо передача, завести ДВС также не возможно. Устраняется данная неисправность либо заменой электронасоса, либо ремонтом электропроводки робота.

2.Течь жидкости. Как правило, наблюдается либо в местах гидравлических соединений, либо из сопуна задней крышки робота, в результате чего давление в системе падает ниже 42 бар, что приводит к последствиям аналогичным тем, что случаются при выходе из строя электронасоса. Данная неполадка устраняется заменой негерметичных уплотнений, шлангов, прокладок, либо задней крышки робота.

3.Выход из строя датчика положения выбора селекторов или привода сцепления. В результате поломки одного из резистивных датчиков положения привода селекторов КПП или сцепления перестает включаться одна либо несколько передач, либо передачи включаются, однако на табло приборов выводится сообщение об ошибке. Выход из строя датчиков может привести и полному отказу робота. Данная неисправность устраняется заменой неисправного датчика на новый.

4.Выход из строя гидроаккумулятора. Гидроаккумулятор представляет собой герметичную металлическую грушеподобную емкость с резиновой мембраной внутри. При обрыве мембраны гидроаккумулятор перестает поддерживать давление в системе, что приводит к частым включениям электронасоса (примерно каждые 2 — 3 секунды менее чем на 1 секунду), и периодическим пропускам включения передач, а также сбрасыванию передачи на «N». В результате возможен выход из строя электронасоса робота.

5.Неправильная регулировка штока привода сцепления. В зависимости от степени износа комплекта сцепления меняется и ход штока привода сцепления, в результате чего появляется т.н. недовыжим сцепления, что в свою очередь приводит к таким проблемам, как пропуски включения передач, скрежет при переключении (обычно при переключении на пониженную передачу), а зачастую и полный отказ системы робота. Данная проблема решается простой регулировкой штока привода сцепления и последующим обучением робота.

6.Неисправность электрогидравлического клапана системы. Электрогидравлические клапана системы, хотя и являются достаточно надежными узлами системы, тоже могут выйти из строя. Их неисправности бывают 2х видов: 1 – электрическая; 2 – гидравлическая. В первом случае клапан просто перестает работать, а в результате и вся система. Во втором случае все намного сложнее. Такая неисправность вызывает как наличие постоянного давления в одном из контуров гидроблока, так и преждевременное падение давление в нем. Данная неисправность может привести как к полному выходу системы из строя, так и к ее неправильной работе (к примеру «самосрабатыванию механизма сцепления» — эффект отжатого сцепления при трогании с места…). В любом случае, проблема устраняется заменой неисправного клапана на заведомо исправный, с последующим обучением робота.

7.Неисправность концевого выключателя педали тормоза. В связи с тем, что включение задней и первой передачи может быть осуществлено лишь при нажатой педали тормоза, выход из строя концевого выключателя педали тормоза, приводит к невозможности включения передач. Эта проблема может привести к дальнейшей раскалибровке системы и полному выходу ее из строя. Для ее решения достаточно просто заменить неисправный концевой выключатель педали.

8.Раскалибровка системы. Часто возникающей проблемой является самораскалибровка системы. Данная неисправность, часто бывает вызвана текущими мелкими неисправностями, такими как: неисправность ламп стоп-сигнала, неправильно отрегулированный шток привода сцепления, временные сбои работы одного из датчиков, ослабление крепления робота, неисправность концевого выключателя педали тормоза, нестабильное давление в гидросистеме, перепады напряжения электросети, неисправность датчика положения коленвала ДВС, неисправность дросильного узла, неисправность системы ABS, неисправность системы впрыска топлива, и т. д. Результатом такой неисправности, как правило, является полный выход робота из строя (система не выдает ошибок, но и не реагирует на перемещение рычага переключения). Данная неполадка устраняется в 2 этапа: 1. устраняются все текущие неисправности робота, а также сопряженных с ней бортовых систем; 2. робот обучается специальным диагностическим оборудованием.

9.Внешние неисправности. Работоспособность робота тесно связана с работой других бортовых систем автомобиля. К примеру: если робот теряет связь с системой впрыска топлива, или системой ABS, и она перестанет исправно работать, хотя сам робот в полном порядке. Устранение данной неисправности может оказаться довольно-таки сложным процессом. Для этого необходимо будет произвести комплексную диагностику сопутствующих бортовых систем, а также коммутации, соединяющей их с роботом, а затем устранить обнаруженные неисправности.

10.Внутренние неисправности КПП. В связи с тем, что гидроблок робота напрямую связан со штоком привода селекторов КПП, его правильная работа целиком и полностью зависит от положения этого штока. К сожалению, при съеме/установке КПП или самого гидроблока, а также просто в процессе эксплуатации КПП, зачастую отламывается «ушко» крепления штока привода селекторов, либо изнашиваются опорные поверхности штока, что в свою очередь ведет к изменению его положения, и как следствие, возникают проблемы с включением передач. К примеру, задняя передача может периодически включаться только «из первой», т.е. для того чтобы включить заднюю передачу, необходимо сначала включить первую передачу, а затем уж заднюю. К сожалению, данная проблема не устраняется восстановлением «уха» крепления штока, поскольку точно восстановить его в не заводских условиях невозможно. В данном случае необходимо либо заменить корпус КПП, либо всю КПП, или же изменить положение робота так, чтобы включение всех передач проходило без сбоев.

Запчасти на фото: QR512E1707001, QR512E1700010. Фото в бортжурнале Chery QQ

Заказать новый робот на замену старого здесь: russian.alibaba.com/trade…7001&selectedTab=products,
где 372 — это код двигатель 0.8, а 472 — код двигателя 1.1

Считать ошибки по коробке и роботу лучше всего диагностическим прибором (Elm327 не подходит, нужен k-line). Сами ошибки имеют префикс P и далее 4 цифры.

Расшифровку ошибок Вы можете найти в продолжении темы «Ошибки робота. Коды и расшифровки на русском языке.

Источник:

https://www.drive2.ru/l/5218735/

Оценка
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector