- Ремонт аккумулятора автомобиля: наиболее распространенные неисправности и причины их появления
- Саморазряд
- Появление окисления на выводных штырях
- Короткие замыкания
- Повреждения корпуса
- Сульфатация пластин
- Обрыв внутренней сети
- Ремонт автомобильного аккумулятора своими руками: список необходимых действий
- Как быстро восстановить севший аккумулятор
- Ремонт АКБ авто своими руками: стоит ли браться за работу?
- Короткое замыкание в АКБ
- Ускоренный саморазряд АКБ
- Какой ремонт можно произвести своими руками?
- Трещины в корпусе
- Восстановление клемм
- Борьба с сульфатацией пластин – варианты десульфатации
- Десульфатирующие режимы заряда
- Десульфатация с помощью химических средств
- Замена электролита
- Сульфатация электродов
- При каких неисправностях АКБ не подлежит ремонту?
- Короткое замыкание пластин аккумулятора
- Осыпание пластин
- Чрезмерная сульфатация аккумулятора
- Отстающие аккумуляторы
- Неисправности АКБ
- Приготовление электролита и зарядка АКБ
Практически каждого водителя интересует вопрос, как восстановить аккумуляторную батарею. Ведь покупать новую совсем не выгодно, а из-за неправильной эксплуатации или по другим причинам родные аккумуляторы очень часто выходят из строя. К счастью, ремонт автомобильных аккумуляторов своими руками не является сложной задачей. Для ее выполнения необходимо разобраться только в том, что именно могло стать причиной выхода из строя аккумулятора, и произвести в соответствии с поломкой необходимый ремонт.
- Ремонт аккумулятора автомобиля: наиболее распространенные неисправности и причины их появления Саморазряд
- Появление окисления на выводных штырях
- Короткие замыкания
- Повреждения корпуса
- Сульфатация пластин
- Обрыв внутренней сети
Ремонт аккумулятора автомобиля: наиболее распространенные неисправности и причины их появления
Чтобы понять, как отремонтировать аккумулятор автомобиля, в первую очередь необходимо понять, по какой именно причине он не работает, и что привело к поломке. Ниже рассмотрим наиболее распространенные неисправности АКБ.
Саморазряд
Подобное свойство характерно абсолютно всем автомобильным аккумуляторам. Даже не бывшая в эксплуатации батарея способна разряжаться примерно на 1%!в течение суток. Если же речь идет о старой батарее, то в процессе простоя за сутки ее заряд может снижаться на 3%! Связана такая особенность АКБ со свойством электролита в процессе простоя расслаиваться, в результате чего на дне банок оседает более плотная жидкость. В свою очередь, это становится причиной возникновения «паразитных» токов, которые и вызывают саморазряд.
Важно! Как только аккумулятор в автомобиле разрядился, его следует сразу же зарядить. Хранить АКБ в разряженном состоянии категорически запрещается.
Чтобы саморазряд не привел к полному выходу из строя аккумулятора, даже в процессе хранения его стоит хотя бы 1 раз в 2 месяца подзаряжать путем использования небольших токов. Но если аккумулятор в течение дня разряжается более чем на 3%!, значит, у него есть еще и другие неисправности:
Читайте также: Как настроить бесконтактное зажигание ваз 2106
• наличие загрязнений в электролите;
• использование в процессе изготовления АКБ некачественных компонентов;
• попадание внутрь аккумулятора посторонних предметов;
• загрязнение внешней поверхности батареи;
• разрушение сепараторов.
Если продолжать использовать аккумулятор с подобными недостатками, то он может полностью разряжаться даже за один день. Такой аккумулятор автомобиля вряд ли можно будет отремонтировать.
Появление окисления на выводных штырях
К подобной неисправности приводит либо попадание на штыри и медные клеммы аккумулятора электролита, либо паров электролита. В любом случае между штырями и клеммами ухудшается контакт, по причине чего приходится прибегать к самостоятельной очистке окислившихся элементов наждачной бумагой с мелким зерном. После завершения процедуры ремонта аккумулятора автомобиля штыри и клеммы нужно обязательно покрыть специальным техническим вазелином, который предотвратит появление окислений в будущем.
Короткие замыкания
Короткие замыкания разнополюсных пластин автомобильного аккумулятора могут возникать либо как результат разрушения сепараторов, либо из-за оседания на дне аккумуляторных банок остатков активной массы. Другими причинами короткого замыкания могут быть:
• излишняя тряска аккумулятора, который плохо закреплен в подкапотном пространстве;
• использование электролита с высокой плотностью;
• коробление пластин, возникшее в результате подачи слишком высокого тока;
• длительный заряд батареи.
Ремонт автомобильных аккумуляторов с повреждениями, полученными от короткого замыкания, является возможным только в том случае, если сам аккумулятор является обслуживаемым. В противном же случае батарея, внутри которой периодически возникают короткие замыкания, подлежит утилизации.
Повреждения корпуса
При повреждении корпуса также может быть выполнен ремонт аккумулятора автомобиля своими руками, однако возможность такого восстановления всегда зависит от степени повреждения. Зачастую ситуацию удается исправить при помощи клея, который подходит для крепления материала поврежденных участков.Во время работы электролит из корпуса автомобильной батареи обязательно выливается и просушивается бак.
После устранения повреждений на корпусе в аккумулятор заливается новый электролит.
Читайте также: Топливные фильтры «Лады Калины»: выбор и замена своими руками
Сульфатация пластин
Это очень распространенная причина выхода из строя автомобильного аккумулятора, которая, впрочем, подлежит самостоятельному устранению. Чтобы понять, как отремонтировать АКБ автомобиля с «диагнозом» сульфатация пластин, необходимо понимать, что является причиной подобной неисправности:
• продолжительное хранение АКБ без применения подзарядки;
• снижение количества электролита в банках батареи;
• использование для аккумулятора электролита с повышенной плотностью;
• езда на автомобиле с чрезмерно разряженной батареей.
Характерный признак сульфатации пластин – это образование на их поверхности кристаллов сернокислого свинца. Данное вещество не способно растворяться в электролите и при накоплении на пластинах не позволяет жидкости проникать в их активную массу. Результатом подобного является стремительное уменьшение емкости аккумуляторной батареи.
Важно! Если сульфатация незначительно повредила пластины АКБ, то спасти устройство еще можно. Если же кристаллы практически полностью покрыли пластины, такую автомобильную батарею дешевле заменить.
Каждый водитель должен хорошо следить за аккумулятором автомобиля и не допускать ситуаций, которые могут привести к сульфатации.
Рекомендуем: Kubota – шедевр конструкторской мысли.
Обрыв внутренней сети
Подобная неисправность скорее характерна для старых моделей аккумуляторов.
Тем не менее, если вам «повезет» столкнуться с такой проблемой аккумулятора, исправить ее можно не только просто, но и дешево. В результате обрыва всего лишь происходит отсоединение пластин от выводящих клемм батареи. Чтобы она снова заработала, это соединение потребуется восстановить.
Ремонт автомобильного аккумулятора своими руками: список необходимых действий
Ремонт аккумулятора авто может занять достаточно много времени, поэтому к такой процедуре стоит подготовиться заранее. При этом проводить восстановление аккумуляторной батареи рациональнее всего только в случае с сульфатацией ее пластин. Практически во всех остальных случаях АКБ будет подлежать замене. Для того, чтобы выполнить десульфатацию пластин, необходимо:
1. Слить с аккумулятора старый электролит, в результате которого пластины покрылись сернокислым свинцом.
2. В новом электролите развести специальную десульфатирующую жидкость-присадку. При этом рекомендуется использовать электролит плотностью 1,28 г/см3. Объем электролита, который необходимо залить в аккумулятор, сверьте с инструкцией к прибору.
3. Залить получившийся электролит в неработающий аккумулятор.
Читайте также:
4. Открутить на автомобильной батарее пробки для подключения на зарядку небольшим током. Очень важно, чтобы в ходе этого процесса батарея не начала греться и закипать. Если на клеммах напряжение вырастет до 13,8 В, ток потребуется еще немного уменьшить и замерить, какую плотность имеет электролит. Повторный замер необходимо будет осуществить еще через 2 часа, и если при этом полученные результаты будут идентичными – батарея зарядилась.
5. Чтобы плотность электролита достигла показателя в 1,28 г/см3, к нему необходимо либо подлить еще электролита с более высокой плотностью, либо разбавить при помощи дистиллированной воды.
Важно! Для восстановления прежней емкости автомобильной батареи, которая была «украдена» процессом сульфатации, ее необходимо полностью разрядить. Ограничьте подачу тока и подключите к восстановленной АКБ лампочку. Свидетельством полного разряда будет показатель напряжения на клеммах в 10,2 В. Далее рассчитайте емкость батареи путем умножения времени ее разряда на ток, которым разряд проводился. Если емкость недостаточная – процедура заряда/разряда аккумулятора повторяется.
По завершении ремонта аккумулятора автомобиля и восстановления его емкости в электролит необходимо добавить еще немного десульфатирующей присадки. После этого аккумулятор можно будет устанавливать и подключать к автомобилю.
Как быстро восстановить севший аккумулятор
До того, как починить севший аккумулятор, необходимо проверить его на наличие других поломок. Если таковых нет, и аккумулятор сел исключительно из-за сульфатации, его можно восстановить еще одним простым и, главное, быстрым способом:
1. Произведите полную зарядку автомобильного аккумулятора.
2. Слейте электролит и промойте автомобильную батарею при помощи дистиллированной воды. Процедуру лучше повторить несколько раз.
3. Залейте в емкость батареи специальную жидкость для очистки, в состав которой входят аммиак и трилон. Оставьте ее в емкости примерно на 40-50 минут.
4. Слейте жидкость и опять промойте аккумулятор при помощи дистиллированной воды.
5. Залейте новый электролит с рекомендуемой плотностью и проведите зарядку аккумулятора.
6. Разрядите, чтобы восстановить емкость.
На этом процесс восстановления автомобильного аккумулятора завершается. Важно только учитывать то, что работать придется с агрессивными жидкостями, поэтому заливать и выливать их необходимо осторожно, предварительно одев резиновые перчатки.
Ремонт АКБ авто своими руками: стоит ли браться за работу?
Теперь вы знаете, как отремонтировать аккумулятор авто, но все же не стоит забывать и о том, что в некоторых случаях такая операция не является целесообразной. Связано это может быть с такой особенностью современных аккумуляторов как отсутствие возможности обслуживания. В таком случае единственными применяемыми к автомобильной батарее процедурами восстановления могут быть подзарядка и долив дистиллированной воды.
Но если батарея более старого образца и обслуживанию подлежит, взяться за ее ремонт действительно стоит. Однако, если потребуется еще и замена ее основных составляющих элементов – дешевле обойдется покупка новой батареи, так как вкладывать деньги в старую АКБ не совсем целесообразно.
Поэтому, перед тем как приступать к ремонту АКБ авто своими руками, стоит оценить серьезность неисправности. Если в денежном эквиваленте вам дешевле обойдется покупка нового аккумулятора – так и сделайте. Если же сами не можете принять такое решение, обратитесь за консультацией к автомастерам.
Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.
Короткое замыкание в АКБ
Короткое замыкание внутри АКБ возникает между разноименными электродами из-за накопления на дне банки выпавшего активного вещества, образования на кромках отрицательных электродов свинцового мостика (губки) и в результате разрушения сепараторов. Эти явления возможны при длительном перезаряде батареи, заряде и разряде токами большой силы, загрязнении и замерзании электролита.
Внешние признаки короткого замыкания:
- очень малая величина э.д.с.
- быстрое повышение температуры при заряде
- медленное повышение напряжения при заряде и быстрое его падение при выключении зарядного тока
- понижение плотности электролита
Для устранения короткого замыкания АКБ разбирают, заменяют поврежденные сепараторы и электроды, удаляют осадок и губку с кромок электродов. После сборки АКБ заряжают с одной перезарядкой.
Ускоренный саморазряд АКБ
Саморазряд батареи, превышающий 1% в сутки, считается ускоренным. Он происходит в результате загрязнения поверхности АКБ и попадания примеси в электролит. Для уменьшения саморазряда необходимо содержать в чистоте поверхность батареи (загрязнения образуют между клеммами токопроводящий мостик), не допускать «прорастания» сепараторов. Если электролит загрязнен, то батарею нужно разрядить током 0,1 от ее емкости до напряжения 1,1-1,2 В на каждый аккумулятор. При этом посторонние металлы и окислы с электродов переходят в электролит. Затем вылить электролит, промыть батарею дистиллированной водой, залить свежий электролит прежней плотности и полностью зарядить.
Какой ремонт можно произвести своими руками?
Аккумулятор является одной из самых сложных для ремонта частей авто. Многие принимают решение произвести замену АКБ, так как она больше не выполняет свои функции в полном объёме. Однако в ряде случаев существует возможность осуществить ремонт аккумулятора автомобиля своими руками.
Неопытные водители чаще всего не проводят регулярного осмотра состояния транспортного средства. Но даже владельцы автомобиля со стажем, которые осведомлены, как правильно обслуживать аккумулятор, забывают производить элементарные процедуры. А ведь с их помощью можно диагностировать повреждение на ранних стадиях. Итак, что нужно делать:
- периодически производить очищение клемм и батареи;
- осуществлять диагностику уровня заряда и электролита;
- вовремя заряжать аккумуляторную батарею.
Если водитель имеет определённые навыки работы с автомобилем, например, знает, как снять крышку с аккумулятора или как разобрать АКБ, то можно самостоятельно устранить ряд повреждений:
- незначительные неисправности и трещины в корпусе;
- небольшие сколы в клеммах;
- неглубокую сульфатацию пластин;
- завышенную или заниженную плотность электролита.
Рассмотрим подробнее каждый вид ремонта, который можно осуществить своими руками.
Трещины в корпусе
Механические повреждения в корпусе в большинстве случаев можно устранить самостоятельно. Но возможность восстановления аккумулятора зависит от степени неисправности. Повреждения не должны быть связаны с целостностью сепараторов и пластин. Основная разновидность механических неисправностей – трещины пластмассы, которые возникают по следующим причинам:
Читайте также: Ремонт генератора и замена его ремня по размеру на Калине 8 клапанов
- неграмотное фиксирование аккумулятора;
- неосторожное перемещение АКБ на другое место;
- неправильная установка батареи.
Ремонт автомобильных аккумуляторов можно осуществлять с помощью тепловой сварки. Это простой и универсальный способ, который помогает восстановить повреждённый корпус. Чтобы осуществить такой ремонт, необходимо знать, как правильно запаять аккумулятор автомобиля. Существует два метода такого восстановления: с заплаткой и без.
Алгоритм выполнения ремонта первым методом включает в себя следующие действия:
- наложить на место трещины кусочек пластмассы;
- обработать края заплатки при помощи специального инструмента для паяния.
При починке без заплатки применяется припой, изготовленный из пластмассы. Причём такой метод используют исключительно при несущественном повреждении.
В ряде случаев небольшие трещины можно устранить с помощью клея, предназначенного для восстановления дефектных участков. Однако не все имеют представление о том, как заклеить аккумулятор автомобиля. Во время осуществления работы необходимо следовать следующей инструкции:
- вылить из корпуса АКБ электролит;
- подсушить бак:
- произвести ремонтные работы;
- залить новый электролит в аккумуляторную батарею.
Восстановление клемм
Одним из распространённых повреждений клемм является появление трещин. Их можно устранить по-разному. С одной стороны, многие автовладельцы покупают новый механический зажим. Это связано с его невысокой стоимостью. С другой стороны, опытные водители знают, что ремонт клемм АКБ можно осуществить с помощью стандартных инструментов, цена которых значительно меньше новой детали.
Замена клемм аккумулятора осуществляется по определённой схеме:
- Сложить два фрагмента разрушенного участка и просверлить отверстие. Оно должно иметь диаметр около 5–6 миллиметров и проходить через обе части клемм.
- Обработать специальной токопроводящей смазкой поверхность. Приобрести такую пасту можно в любом компьютерном магазине.
- Скрепить фрагменты болтом и гайкой.
Возникают ситуации, в которых клеммы аккумулятора окисляются. Причина такого процесса лежит в попадании на них паров электролита. Это приводит к нарушению согласованности в работе между клеммами и штырями. Следовательно, возникает необходимость в ремонте. Однако не все автомобилисты знают, как самостоятельно очистить клеммы аккумулятора от окиси. Для этого рекомендуется использовать гибкий абразивный материал с небольшим зерном. Чтобы предотвратить дальнейшее окисление, после проведения ремонта клеммы необходимо смазать вазелином.
Борьба с сульфатацией пластин – варианты десульфатации
Покрытие пластин сернокислым металлом является самой распространённой причиной нарушения производительности АКБ. Чтобы понять, как починить аккумулятор с подобной неисправностью, необходимо знать, что лежит в основе такого повреждения:
- урывочная и неполная зарядка во время использования;
- простой в разряженном состоянии;
- использование при пониженном уровне электролита;
- несвоевременная доливка дистиллированной жидкости;
- эксплуатация в погодных условиях, не предназначенных для заданного уровня плотности электролита.
Отличительными признаками сульфатации пластин выступают:
- повышенное значение напряжения в начале подзарядки;
- недостаточная плотность электролита;
- образование на пластинах кристаллов сернокислого свинца.
Последний признак является главным показателем, так как появление такого вещества ведёт к сокращению ёмкости АКБ. Это объясняется тем, что свинец не может раствориться в электролите.
Если сульфатация повредила пластины несущественно, то отремонтировать устройство можно. В обратном случае процесс необратим. Приобретение нового аккумулятора – единственный выход из ситуации.
Ремонт аккумуляторов с подобными неисправностями или десульфатация пластин в основном осуществляется с помощью двух методов:
- с использованием режимов заряда;
- с применением химических средств.
Рассмотрим каждый из них подробнее.
Десульфатирующие режимы заряда
Уменьшение количества крупного свинца на пластинах при помощи электрического тока можно осуществить с помощью не только зарядных устройств, но и аналогичных приборов:
- Выполнение нескольких выравнивающих зарядов.
- Длительное растворение кристаллов свинца в очищенной жидкости.
- Применение специализированных устройств из США и Китая, предназначенных для подачи и вывода аккумулятора импульсивного тока.
Десульфатация с помощью химических средств
Существует только один рабочий способ, как отремонтировать аккумулятор с помощью химических реагентов. Речь идёт о промывке АКБ аммиачным раствором. Кратко алгоритм выглядит следующим образом:
- слить электролит;
- промыть очищенной жидкостью;
- залить раствор Трилона Б и оставить примерно на 1–2 часа;
- повторно промыть дистиллированной водой;
- залить электролит.
У неопытных водителей возникает вопрос: как правильно промыть аккумулятор машины? Во-первых, это следует производить только после предварительной разрядки АКБ. Во-вторых, для промывки рекомендуется использовать специальную резиновую грушу с насадкой, с помощью которой происходит откачка раствора и заливается свежий.
Замена электролита
Замена электролита – эффективная методика, с помощью которой можно восстановить аккумуляторную батарею. Выделяют несколько признаков, указывающих на необходимость проведения данной процедуры:
- быстрая разрядка АКБ;
- стремительное сокращение величины напряжения;
- активное уменьшение плотности электролита.
Всё это является составляющими, ведущими к повышенному саморазряду аккумулятора. Если протирание насухо контактных частей АКБ не привело к улучшению результата, то единственный выход – замена электролита на новый.
Сульфатация электродов
Сульфатация (образование на поверхности активного вещества электродов кристаллов сульфата свинца) возникает при длительных и глубоких разрядах и ускоряется при снижении уровня электролита (оголение верхней части электродов), наличии в электролите органических примесей, повышении плотности и температуры электролита, наличии ускоренного саморазряда.
Признаки сульфатации электродов АКБ:
- уменьшение емкости батареи
- снижение плотности электролита
- быстрое повышение при заряде напряжения батареи и температуры
- преждевременное бурное газовыделение
- при запуске двигателя резкий спад напряжения вследствие малой емкости батареи
Существует несколько способов восстановления емкости засульфатированных АКБ:
- длительный заряд малыми токами
- заряд на дистиллированной воде
- разряды малыми токами
- кратковременный (1-2 ч) заряд батареи током, в 10-20 раз превышающим ток обычного заряда
- и др.
Если процесс сульфатации не слишком глубок, электроды аккумулятора можно восстановить, разрядив батарею током 0,05 от ее емкости до напряжения 1,7 В. После этого слить электролит, валить дистиллированную воду и заряжать током 0,03 от емкости. При достижении плотности электролита 1,09 г/см3 напряжение каждого аккумулятора должно быть 2,3-2,4 В. Если оно ниже, то заряд прекращают, часть электролита заменяют дистиллированной водой и после 2-часового перерыва продолжают заряд тем же током до достижения плотности 1,09 г/см3 и напряжения 2,3—2,4 В. После этого плотность доводят до нормальной и заряжают батарею током 0,1 от емкости.
Для восстановления электродов с глубокой, но незастарелой, сульфатацией из разряженных до 1,7 В сливают электролит и заливают в них дистиллированную воду. Через час аккумуляторы заряжают, установив зарядный ток с таким расчетом, чтобы напряжение на выводах 12-вольтовой батареи было 13,8 В. Когда плотность электролита повысится до 1,12 г/см3, устанавливают зарядный ток, соответствующий 0,2 от емкости батареи. Зарядку ведут до начала газовыделенил во всех аккумуляторах и прекращения увеличения плотности электролита. Затем АКБ включают на 1,5-2-часовую разрядку примерно таким же током. Разрядку и зарядку продолжает до тех пор, пока повышается плотность электролита.
При каких неисправностях АКБ не подлежит ремонту?
Многие повреждения аккумулятора нельзя исправить с помощью ремонта. К таким неисправностям относятся:
- короткое замыкание;
- осыпание пластин;
- глубокая сульфатация.
Короткое замыкание пластин аккумулятора
Выделяют две основные причины короткого замыкания пластин. Во-первых, разрушение сепараторной перегородки. Она зафиксирована между пластинами с разными полюсами, чтобы не допустить их контакта между собой. Во-вторых, оседание смеси, состоящей из активного вещества химического источника тока, на нижней части банки аккумулятора. Существует и ряд второстепенных факторов, которые могут привести к замыканию между электродами:
- сильное потряхивание аккумуляторной батареи, которая недостаточно плотно зафиксирована в моторном отсеке;
- применение электролита с завышенным значением плотности;
- продолжительная подзарядка АКБ;
- искажение формы пластин вследствие использования чрезмерно высокой силы тока.
Признаками такой неисправности выступают:
- отсутствие изменений в плотности при осуществлении зарядки аккумуляторной батареи;
- высокий температурный режим электролита;
- повышенное выделение газа из аккумуляторных банок;
- периодическое уменьшение значения плотности электролита.
Ремонт аккумулятора автомобиля с неисправностями, вызванными коротким замыканием, осуществим только в том случае, если АКБ изготовлена по обслуживаемой технологии. Чтобы восстановить способность пластин снова накапливать химическую энергию, необходимо проделать следующие действия:
- Слить электролит из АКБ.
- Провести тщательный осмотр банок аккумулятора, чтобы найти повреждённую от воздействия короткого замыкания.
- Просверлить отверстие в месте, где обнаружилась неисправность.
- Осуществить промывку банки аккумулятора свежим раствором электролита.
Последний этап следует повторить несколько раз. Если после 3–4 процедур остатки свинца не пропадут, то восстановление батареи невозможно.
Осыпание пластин
Разрушение угольных пластин является одной из популярных причин выхода из строя аккумуляторной батареи. Главным признаком такой неисправности выступает изменившийся цвет электролита. Он становится чёрного оттенка при осуществлении зарядки. В исключительных случаях есть шанс наладить работу АКБ. Единственным рабочим способом, позволяющим оживить выведенный из строя аккумулятор, считается промывка пластин очищенной от различных примесей жидкостью. Однако если осыпающихся частиц довольно много, то возобновить работу механизма не представляется возможным.
Чрезмерная сульфатация аккумулятора
Сульфатация пластин – сложная проблема, решение которой требует много усилий. Если вовремя обнаружить белый налёт, то можно восстановить ёмкость АКБ на 80–100 %. Однако глубокая сульфатация аккумуляторной батареи является необратимым процессом. Признаками последней стадии такого разрушения выступают:
- образование значительных нерастворимых серебристо-белых кристаллов;
- деформирование и разрушение пластин;
- изменение корпуса АКБ.
Ремонт аккумулятора авто при таких повреждениях невозможен. Следовательно, необходимо заменить аккумуляторную батарею на новую.
Отстающие аккумуляторы
Если в АКБ хотя бы один аккумулятор разряжается раньше остальных, то работоспособность батареи будет определяться именно этим аккумулятором, который при дальнейшем разряде переплюсуется и будет заряжать обратным током остальные аккумуляторы, что приведет к значительному снижению напряжения АКБ. У отстающих аккумуляторов плотность электролита при заряде растет значительно медленнее, а температура быстрее, чем у остальных аккумуляторов. Батарея с такими аккумуляторами должна быть подвергнута 2-3-разовому контрольно-тренировочному циклу (заряд—разряд).
Неисправности АКБ
Существует перечень неполадок, которые можно устранить своими руками. Среди них можно выделить:
- Повреждение блоков пластин;
- Деформация банок или внешней части аккумулятора;
- Сульфатация элементов;
- Замыкание пластин как результат потери активной массы;
- Размыкание сети после механической деформации пластин и клемм.
Разберем более подробно каждую неисправность. В первом случае ремонт аккумулятора вашего автомобиля заключается в полной замене всех пластин. Однако справедливости ради стоит отметить, что стоимость таких действий может оказаться выше, чем приобретение новой батареи. Вторая неисправность может быть устранена путем установки новых банок, либо же ремонтом трещин любым методом. Но здесь ситуация схожа с первым случаем, поскольку цена такого восстановления может оказаться слишком высокой.
Что касается короткого замыкания, то его определить несложно. Для этого необходимо найти банку батареи вашего автомобиля с наименьшим объемом электролита, который сильно нагревается. Как правило, замыкание наблюдается в тех АКБ, в которых заряд находится на минимальном уровне, особенно в холодное время года. Аккумулятор со слабым зарядом имеет низкую плотность электролита, который будет замерзать уже при -7 градусов. В то же время, хороший АКБ в наших климатических условиях замерзнуть практически никогда не сможет.
Если вещество замерзнет, то выполнить ремонт своими руками уже не получиться, а придется заменять все пластины. Однако цена такого восстановления довольно большая и не все СТО хотят выполнять эту работу. Дело в том, что внутри аккумулятора находится очень токсичная серная кислота, которая при неправильном использовании может нанести значительный вред организму человека. Поэтому работа с такими веществами возможна только в специальной одежде, в определенном помещении, используя необходимое оборудование.
В случае замыкания пластин на батарее автомобиля, электролит приобретает темный цвет. В некоторых ситуациях восстановление их функциональности возможно за счет очистки с помощью дистиллированной воды. Однако если осыпание частиц массовое, то ремонт не целесообразен.
Приготовление электролита и зарядка АКБ
Таблица. Нормы расхода воды и кислоты для приготовления электролита, л
Требуемая плотность | Количество компонентов при 25°С (при 15’С) | |
электролита при 25*С, | для получения 1 л электролита | |
г/См3 | воды | кислоты |
1,21 | 0,849(9,836) | 0,211(0,204) |
1,23 | 0,829(0,814) | 0,231(0,227) |
1,24 | 0,819(0,808) | 0,242(0,237) |
1.26 | 0,800(0,789) | 0,263(0,258) |
1,28 | 0,781(0,768) | 0,285(0,280) |
1,40 | 0,650 | 0,423 |
Электролит готовят из аккумуляторной серной кислоты (плотность 1,83 г/см3) и дистиллированной воды. В пластмассовый, керамический, эбонитовый или свинцовый сосуд сначала наливают воду, затем при непрерывном перемешивании кислоту.
Аккумуляторы, собранные после ремонта из разряженных пластин (электродов), заливают электролитом плотностью 1,12 г/см3 после охлаждения до температуры 25°С. Залитую АКБ выдерживают в течение 2—4 ч.
Читайте также: Как и чем отремонтировать и покрасить торпеду авто? советы и инструкция для самостоятельного проведения работ
В качестве источника тока для зарядки АКБ используют выпрямители типа ВСА или специальные зарядные агрегаты. Зарядку ведут током, равным 0,1 от емкости батареи. Напряжение на каждом аккумуляторе должно быть 2,7-3,0 В. Во время зарядки контролируют температуру электролита. Она не должна подниматься выше 45°С. Если температура окажется выше, уменьшают зарядный ток или прекращают зарядку на некоторое время. Заканчивают зарядку после того, как начнется обильное газовыделение, а плотность электролита стабилизируется и не будет меняться в течение 2 ч. После 30 мин выдержки проверяют плотность электролита. Если она не соответствует установленной для данной зоны эксплуатации, то доливают в аккумулятор дистиллированную воду (когда плотность выше нормы) или электролит плотностью 1,4 г/см3 (если плотность ниже нормы). После корректировки необходимо продолжить зарядку в течение 30 мин для перемешивания электролита.
К характерным неисправностям свинцовых аккумуляторных батарей относятся: повреждение баков (трещины, отколы), крышек, выводных штырей и перемычек, коррозия решеток положительных пластин, сульфатация пластин, повышенный саморазряд. Большинство неисправностей появляется в результате нарушения правил технического обслуживания и эксплуатации батарей.
Аккумуляторная батарея, поступающая в ремонт, предварительно очищается от загрязнений. Затем ее осматривают для установления внешних дефектов: трещин бака и крышек, растрескивания и отслаивания мастики, окисления контактов, состояния выводных штырей и перемычек. Ремонту с разборкой подлежат батареи, если бак имеет сквозные трещины или крышки отдельных элементов расколоты, или при испытании под нагрузкой напряжение хотя бы на одном элементе падает до нуля менее чем за 5 с. При этом работоспособность этого элемента не восстанавливается после промывки дистиллированной водой и проведения тренировочного цикла разряда — заряда.
Пластины разобранных аккумуляторов можно ремонтировать при следующих условиях: стрела прогиба покоробившихся пластин не превышает 3 мм;
количество пустых ячеек и сквозных отверстий в решетке не превышает двух и они находятся не под ушками пластин;
активная масса выпала не более чем из семи ячеек без образования сквозных отверстий;
толщина пластины, заполненной активной массой, не превышает более чем на 0,5 мм толщину решетки;
в решетке нет надломов и трещин; положительные пластины имеют цвет от черного до темно-коричневого, мягки на ощупь и на них нет белых пятен;
отрицательные пластины имеют светло-серый цвет без зеленого налета, а их масса плотно прилегает к решеткам; при проведении по пластинам острием ножа на них остается блестящий след.
Баки можно использовать при сборке, если их стенки и внутренние перегородки не имеют сквозных трещин и раковин, а также значительных вздутий и короблений. При этом сколы на наружных стенках, углах и ребрах не превышают глубины 3 мм и площади 2 см2. Последние устраняют разделкой и заполнением пластмассой. Сепараторы могут быть использованы повторно, если они не имеют трещин, местных почернений и равномерны по толщине. Их необходимо очистить от налета сульфата, тщательно промыть и просушить.
При капитальном ремонте аккумуляторную батарею полностью разбирают. Перед разборкой производят наружную чистку, внешний осмотр, разряд (при необходимости) и слив электролита. Затем батарею разбирают, детали промывают и сушат, выявляют неисправности, устанавливают способ ремонта и изготовления отдельных деталей.
Перед разборкой рекомендуется аккумуляторную батарею разрядить током от 1/20 до 1/10 емкости батареи до напряжения 1,7—1,75 В на одном аккумуляторе.
При разборке осуществляют: снятие межэлементных соединений (перемычек) и удаление выводных клемм, удаление уплотнитель- ной мастики, снятие крышек, извлечение блоков пластин в сборе, разделение блоков пластин на полублоки, мойка деталей и бака.
Снятие межэлементных соединений производится после высверливания выводных штырей специальной трубчатой фрезой, вставленной в коловорот (рис. 87, а, б). Перед обработкой штырь накернивают и засверливают по центру для создания направления центрирующей части фрезы. Освобожденную перемычку снимают съемником. Для удаления заливочной мастики, предварительно подогретой с помощью нагревательного колпака (рис. 88, а, б), применяют деревянные лопатки. Можно удалять мастику предварительно нагретыми до 180—200°С металлическими лопатками или нагревательной лопаткой, устроенной аналогично электрическому паяльнику.
Крышки аккумуляторов снимают специальным съемником (рис. 89). У фигурных пластмассовых крышек предварительно высверливают выводные штыри (рис. 90), освобождая их от свинцовых втулок.
Для извлечения пластин из бака применяют специальный захват (рис. 91), губки которого плотно зажимают свободные концы выводных штырей. После извлечения пластины устанавливают на 2—3 мин на крае бака для стекания электролита, а затем промывают в дистиллированной воде. Сепараторы удаляют (рис. 92) тонкой пластиной из органического стекла или пластмассы, а поверхность пластин очищают от остатков разрушившихся сепараторов. Негодные пластины заменяют другими. При замене 1—2 пластин рекомендуется ставить бывшие в употреблении пластины. При замене большего количества пластин необходимо заменить весь блок пластин исправным, взяв его из разобранной ранее, бывшей в употреблении батареи того же типа.
После восстановления и изготовления деталей батарею собирают. Производят сборку полублоков и блоков пластин, отдельных аккумуляторов батареи и заливку электролитом с последующим зарядом. В один полублок необходимо подбирать однотипные, одинаково изношенные пластины. При сборке применяют приспособление (рис. 93). обеспечивающее установку пластин на одинаковом расстоянии друг от друга. К- выступающим концам ушек пластин приваривают угольным электродом баретку. Электрод соединяют с отрицательным полюсом батареи (напряжение 12 В, емкость не менее 100 А/ч), а деталь — с положительным полюсом. В качестве присадочного материала используют пруток свинца, а флюсом служит стеарин.
При установке полублоков следует проследить, чтобы каждая положительная пластина была расположена между двумя отрицательными, а при установке сепараторов — ребристая сторона их была бы обращена к положительной пластине. У комбинированных сепараторов стекловойлок или хлорвинил должны находиться между положительной стороной и ребристой поверхностью сепаратора.
Собранные блоки устанавливают в отделения бака аккумуляторной батареи. Пластины должны входить в отделение бака с некоторым усилием. Если они не входят, то их обжимают под прессом или в тисках. Если пластины входят слишком свободно, то устанавливают для уплотнения дополнительные сепараторы. При установке крышек зазоры должны быть уплотнены асбестовым шнуром. Вольтметром проверяют, нет ли коротких замыкании. Отдельные аккумуляторы соединяют в батарею. На выводные клеммы блоков пластин надевают и приваривают межэлементные соединения. Наплавку выводных клемм свинцом осуществляют при помощи специальных форм (рис. 94), имеющих определенный размер для положительных и отрицательных штырей. Собранные батареи заливают мастикой с температурой 175—180°С. Состав мастики: битум нефтяной № 5 — 70%, авиационное масло МК-22 — 20% и сажа — 10%.
После сборки аккумуляторные батареи заливают электролитом. Плотность электролита при разряженной батарее 1,125 г/см3, при заряженной батарее — 1,32 г/см3. Уровень электролита должен быть выше пластин на 10—15 мм. Затем батарея должна постоять 4—6 ч для того, чтобы пластины хорошо пропитались электролитом. Затем осуществляют проверку уровня электролита и при необходимости доливают его. Батарея должна быть полностью заряжена током (величина тока устанавливается техническими условиями) до обильного выделения газов и постоянства напряжения в течение 2 ч
Температура электролита при заряде не должна превышать 45°С. Для охлаждения электролита заряд прерывают. В конце заряда плотность электролита доводят до 1,280— 1,285 г/см3 при температуре 25°С. Для этого резиновой грушей удаляют часть электролита и вновь доливают дистиллированную воду или электролит, добиваясь нужной плотности электролита в каждом аккумуляторе. Все отремонтированные аккумуляторные батареи испытывают на герметичность и на величину напряжения под нагрузкой. Выборочно проверяют величину электрической емкости батарей. Испытания осуществляют в соответствии с разработанными техническими условиями. Проверку аккумуляторных батарей под нагрузкой удобно проводить прибором НИИАТ модели ЛЭ-3 (рис. 95).
Поделитесь этой страницей с друзьями!