- Для чего необходима десульфатация
- Причины сульфитации
- Виды АКБ которые поддаются десульфатации
- Существующие способы десульфатации
- Специализированным зарядным устройством с режимом восстановления
- Обычным зарядным устройством
- Механическим способом
- Инструкция по десульфатации в домашних условиях
- Схема
- Последовательность действий
- Самостоятельное восстановление простым зарядным устройством
- Профилактика сульфатации аккумулятора
- Десульфатация аккумулятора
- Физическая очистка
- Химический способ
Несмотря на то, что сегодня существует много химических батарей, и новые типы становятся коммерчески жизнеспособными с течением времени, есть свинцово-кислотные, AGM и гелевые типы. Типичная свинцово-кислотная батарея имеет два типа пластин: один из свинца и один из диоксида свинца, оба контактируют с сернокислотным электролитом в виде жидкости, поглощенной матом (AGM), или геля.
Пластина из диоксида свинца (PbO 2 ) реагирует с электролитом серной кислоты (H 2 SO 4 ) с образованием ионов водорода и ионов кислорода (которые образуют воду) и сульфата свинца (PbSO 4).). Свинцовая пластина реагирует с электролитом (серная кислота) и оставляет сульфат свинца (PbSO 4 ) и свободный электрон.
Разряд батареи (позволяющий электронам покинуть батарею) приводит к накоплению сульфата свинца на пластинах и растворению кислоты в воде. Удельный вес электролита, измеренный с помощью ареометра в затопленных батареях, указывает на его относительный заряд (прочность) или уровень разбавления (разряд). Обратимость этой реакции объясняет пользу свинцово-кислотной батареи.
Читайте также: Сделай сам блок питания для автомагнитолы 12в. Схема как подключить магнитолу к блоку питания.
Для чего необходима десульфатация
Зарядка аккумулятора полностью изменяет процесс, описанный выше, и включает в себя воздействие на аккумулятор напряжений, превышающих его существующее напряжение. Чем выше напряжение, тем выше скорость зарядки, с учетом некоторых ограничений. Следует учитывать необходимость выделения газа, и настоящие гелевые батареи имеют более низкое пиковое зарядное напряжение, поскольку в геле могут образовываться пузырьки, которые не рассеиваются и приводят к повреждению батареи и вызывают процесс, который называется сульфатация АКБ.
Подробнее об этом в руководстве по зарядке. Кристаллы сульфата свинца разрушаются (более или менее успешно) в цикле зарядки. Иногда некоторые кристаллы остаются, или иногда батарея остается частично разряженной, где кристаллы сульфата свинца затвердевают, и уменьшают емкость заряжаемой батареи. Вот что такое десульфатация АКБ.
Причины сульфитации
При рассмотрении устройства автомобильного аккумулятора видно, что для получения и накопления электрической энергии используются пластины и электролит. Пластины изготавливаются из свинца, его оксида или с добавлением кальция. Электролит — это кислотная среда, слабый раствор серной кислоты.
В режиме разряда в аккумуляторной батарее протекает химическая реакция по образованию воды и сульфата свинца. Свинцовые пластины имеют перфорированную структуру для увеличения площади обтекания электролитом. Сульфат свинца оседает на поверхности пластин, тем самым снижая полезную площадь.
В процессе зарядки батареи химическая реакция протекает в обратном направлении, а во время езды на автомобиле процесс зарядки происходит не до конца. Постепенно слой за слоем частицы сульфата свинца, оседая на пластинах, кристаллизуются, образуя диэлектрический слой, что приводит кислотную батарею в негодность. Если свинец участвует в обратимой реакции, то кальциевый сульфат не распадается на ионы.
В качестве основных причин сульфатации можно выделить следующие:
- нет разряда аккумулятора;
- неполный заряд;
- постоянная эксплуатация.
Отсутствие пробок во время движения автомобиля не вызывает разряд аккумулятора. При ровной езде нагрев двигателя не происходит, то есть нет падения мощности, а следовательно, увеличенного потребления электричества. После вынужденной остановки водитель выключает ходовые огни, тем самым нагрузка на батарею снижается.
В случае ежедневной эксплуатации автомобиля при работе на средних оборотах батарея нуждается в сезонной принудительной зарядке. Неполные циклы приводят к снижению плотности электролита. В результате неправильной эксплуатации получается:
- падение емкости аккумулятора;
- уменьшение общей площади пластин;
- увеличение сопротивления и, как следствие, нагрев.
У автомобилистов накоплено много опыта, как устранить сульфатацию аккумулятора в гараже.
Виды АКБ которые поддаются десульфатации
Аккумуляторы подвержены внутреннему разряду, также называемому саморазрядом. Этот показатель определяется типом батареи и металлургическим содержанием свинца, использованного при ее изготовлении. Влажные элементы с полостями внутри для электролита используют сплав свинца и сурьмы для повышения механической прочности. Сурьма также увеличивает скорость внутреннего разряда аккумуляторной батареи до 8-40% в месяц.
По этой причине влажные ячейки не следует оставлять без присмотра или разряженными в течение длительного времени. Свинец, используемый в конструкции аккумуляторов геля и AGM, не требует высокой механической прочности, поскольку он стабилизирован гелем или матовым материалом. Обычно кальций легируется свинцом, чтобы уменьшить газообразование и скорость внутреннего разряда,
Существующие способы десульфатации
Лабораторные и полевые испытания частных лиц, компаний и государственных учреждений по всему миру доказали, что Pulse Technology работает. Это буквально самый эффективный метод для обеспечения работы свинцово-кислотных аккумуляторов, повышения эффективности аккумуляторов и снижения затрат, связанных с аккумулятором. В 1995 году PulseTech применил свою технологию ко всей линейке инновационных и уникальных продуктов, разработанных для того, чтобы сделать батареи более прочными, чтобы они работали интенсивнее и работали дольше, чем когда-либо прежде.
Сегодня они предлагают более 60 продуктов, предназначенных для того, чтобы помочь вам уменьшить проблемы и затраты, связанные с батареями. Десульфатор для аккумулятора – самый простой и быстрый способ устранить проблему и не допустить её возникновение.
Читайте также: Популярные ВОПРОСЫ и ОТВЕТЫ о детских автокреслах
Специализированным зарядным устройством с режимом восстановления
Давайте более подробно рассмотрим термин сульфатация аккумулятора, что это такое, зачем для этого делают специальные приспособления. Продукты PulseTech подключаются напрямую к аккумулятору. Они излучают пульсирующий постоянный ток, который удаляет сульфатные отложения с пластин и возвращает их кислоте аккумулятора в качестве активного электролита. При постоянной установке эти продукты также предотвращают накопление сульфатов, поэтому батарея постоянно находится в пиковом состоянии.
В большинстве случаев некоторые из этих продуктов даже помогают восстановить разряженные батареи, уже страдающие от накопления сульфатации, и помогают вернуть их к жизни. Главное условие при домашней десульфатации – соблюдение всех правил и норм.
Обычным зарядным устройством
Свинцово-кислотные батареи работают за счет выделения энергии за счет взаимодействия, которое происходит между положительными и отрицательными свинцовыми пластинами и сульфатами свинца в электролите. Десульфатация кальциевого аккумулятора таким способом занимает около месяца, чтобы убрать следы сульфата с устройства. Накопление сульфата происходит в виде сульфатов свинца, образующихся на пластинах аккумулятора во время обычных циклов зарядки / разрядки.
Механическим способом
Импульсная технология предотвращает накопление сульфатации путем удаления сульфатных отложений с пластин. Затем сульфаты свинца возвращаются в аккумуляторную кислоту в качестве активного электролита. При регулярном подключении системы обслуживания аккумуляторов также предотвращают накопление сульфатов. Десульфатировать можно и вручную.
Чистые пластины помогают батарее работать с максимальной эффективностью, а срок ее службы значительно увеличивается. Признание заряда выше, поэтому аккумулятор заряжается быстрее и с лучшим качеством. Это означает, что батарея заряжается до полной емкости, так что больше энергии доступно для автомобиля. Зарядный потенциал при этом не пострадает.
Инструкция по десульфатации в домашних условиях
Для проведения десульфатации к аккумулятору нужно подсоединить зарядку. Ток заряда должен быть не более 0,04% от полной ёмкости АКБ. Напряжение = 14 В при зарядке АКБ и до 16В — при восстановлении кальциевой батареи.
Длительность – 8 часов, после чего нужно выдержать паузу 12 – 14 часов. После паузы цикл снова повторяют с этими же показателями силы тока и напряжения. Так, для эффективной чистки пластин нужно провести 4 – 5 полных цикла.
Домашние условия подойдут как нельзя лучше, ведь снять крышку, разобрать, а потом собрать можно и дома.
Схема
Десульфатация аккумулятора своими руками, схема:
Последовательность действий
Восстановление проходит так:
Зарядить АКБ на 10% от полного заряда.
- Утилизировать электролит.
- Налить дистиллят (дистиллированный спирт не подойдет).
- Выставить напряжение таким образом, чтобы избежать накопления газов и заряжать в течение 10 суток.
- Опять слить электролит и залить чистую воду с содой, чтобы остановить сульфатацию.
- Снова поставить на зарядку на 10 дней.
- Опять слить электролит, налить воду, но в этот раз аккумулятор уже будет готов к использованию.
Чтобы определить качество заряда рекомендуется провести тестовую проверку. Главный признак готовности к работе – отсутствие хроматических аберраций в спектре устройства. Напомним, что они являются главной причиной, по которой реле выходит из строя.
Самостоятельное восстановление простым зарядным устройством
Данный метод требует периодического вмешательства, заметно сложнее и продолжительнее, чем на автоматических приборах.
Читайте также: Вулканизация и косметический ремонт шин. Ремонт боковых порезов шин.
Рассмотрим восстановление АКБ емкостью 55A, напряжением 8v и плотностью электролита 1,08 г/см3. Устройство в таком состоянии закипает приблизительно через 15 мин, не достигая необходимого напряжения.
Десульфатация при помощи ЗУ Вымпел 55 включает в себя следующие действия:
- Предварительно сняв батарею, проверяем уровень электролита, при его недостатке добавляем дистиллят.
- Подключаем клеммы зарядника к соответствующим выходам на батарее.
- Устанавливаем силу тока – 1 ампер, напряжение – 14 вольт, заряжаем в течение 9 часов, после чего плотность останется прежней, а напряжение увеличится до 10V.
- Отключаем и оставляем на сутки.
- Подключаем с током 2,5 A и прежним напряжением на 9 часов, после плотность возрастет до1,12 кг/см3, а напряжение до 12,8V.
- Разряжаем батарею в течении 8-9 часов, при этом следим, чтобы напряжение не стало ниже 9V (для разрядки подойдет лампа дальнего света).
Пункты с третьего по шестой повторяем до тех пор, пока плотность электролита не поднимется до 1,27 г/см3
Процесс десульфатации аккумулятора зарядным устройством значительно упростится, если это устройство оснащено функцией разряда. В таком случае не потребуется подключение лампы, к тому же на некоторых приборах есть возможность настроить силу разрядного тока, выставить время и период цикла заряд-разряд.
Профилактика сульфатации аккумулятора
Что делает Pulse Technology такой уникальной и такой эффективной, так это четкая форма пульсовой волны, которая ее определяет. Система может предоставить те же исключительные преимущества, что и продукты PulseTech. Микроконтроллер на борту утсройства автоматизирует часть работы. Они использовали запатентованную импульсную технологию (в отличие от некоторых зарядных компаний, которые продвигают общую «импульсную» стадию) в течение многих лет.
Если PulseTech под рукой нет, то подойдут такие советы:
- время от времени подзаряжать аккумулятор с помощью зарядного устройства.
- постоянно контролируйте уровень электролита.
- приобретайте аккумулятор с емкостью, немного большей, чем она нужна для конкретного автомобиля.
Три совета и сульфатация будет предотвращена!
Десульфатация аккумулятора
Восстановление автомобильных аккумуляторов с упавшей емкостью в результате сульфатации пластин делается такими методами:
- физическая очистка пластин;
- химическая очистка;
- десульфатация при помощи зарядного устройства.
Давайте рассмотрим эти способы подробнее.
Физическая очистка
Это довольно экстремальный метод. Восстановление аккумулятора сводится к выемке пакетов контактных пластин и их ручной очистке.
Как оживлять батарею:
- в верхней крышке вырезаются окошки – лучше всего делать это тонким паяльником или раскаленным ножом – в банки не будет лететь мусор от пластика. Хотя, можно воспользоваться и электролобзиком;
- пластины вынимаются через отверстия и очищаются;
- после этого, их нужно тщательно промыть дистиллированной водой;
- внутренности банок также промываются дистиллятом;
- контакты помещаются назад, окошки запаиваются;
- в аккумулятор заливается электролит до уровня;
- АКБ ставится на зарядку.
С одной стороны – все просто. А с другой, есть одно большое но – свинцовые пластины очень хрупкие, особенно после длительного употребления. Поэтому велика вероятность, что они разрушатся в процессе очистки. Ремонтировать свой аккумулятор этим способом можно лишь в случае его полной безнадежности.
Химический способ
Для этого потребуется специальный химический раствор Трилона В. Реанимация аккумулятора этим способом не занимает много времени – десульфатация проходит за 1-2 часа. Единственная сложность в приготовлении самого раствора.
Что нужно делать для восстановления емкости:
- АКБ полностью заряжается;
- из него полностью сливается электролит;
- банки хорошо промываются дистиллированной водой;
- в батарею заливается раствор Трилона В и оставляется примерно на час. Процесс растворения сульфатов будет сопровождаться газовыделением и кипением. Когда реакция закончится – операцию можно повторить;
- аккумулятор нужно еще раз промыть дистиллированной водой, после чего, в банки заливается свежий электролит нужной плотности;
- АКБ ставится на зарядку.
Этот способ восстановления довольно действенный после глубокой разрядки. Но есть в нем и минусы – во время манипуляций с АКБ, между пластинами могут попасть кусочки свинца – как результат банки могут закоротиться.