- Зачем нужно периодически разряжать аккумулятор автомобиля
- Как восстановить автомобильный аккумулятор своими руками? Вторая жизнь
- Каким током разряжать автомобильный аккумулятор
- Когда же тогда нужно полностью разряжать телефон
- Что допустимо использовать в качестве нагрузки
- Разряд батареи без снятия её с автомобиля
- Разряд подручными средствами вне автомобиля
- Как понять что аккумулятор разряжен
- До скольки вольт можно разряжать автомобильный аккумулятор
- Способы разрядить аккумулятор
- Как разрядить аккумуляторную батарею не снимая с авто?
- Как разрядить АКБ вне авто?
- Разрядка аккумулятора многофункциональным зарядным устройством
- Когда начинать процесс заряда
- Продолжительный заряд АКБ малым током
Когда ваш автомобиль неожиданно отказывается слушаться, это всегда неприятно и почти всегда не вовремя. Отказ аккумулятора не относится к неисправностям с самыми печальными последствиями, но если это относительно новый АКБ, то его выход из строя может оказаться не случайностью, а результатом неправильной эксплуатации. И это уже системная ошибка – наивно будет предполагать, что покупка новой батареи исправит ситуацию.
Чтобы автомобильный аккумулятор служил долго, не менее заявленного производителем срока, необходимо следить за его состоянием и выполнять все рекомендуемые мероприятия, в числе которых периодическая разрядка. Увы, но мало кто из автовладельцев знает об этом, а число тех, кто выполняет эти процедуры, ещё меньше.
Между тем полный разряд батареи, и об этом знают даже школьники, вреден для аккумулятора. А вот профилактический – полезен, но только если эта процедура выполняется правильно, в соответствии с определёнными правилами, о которых и пойдёт речь ниже.
Зачем нужно периодически разряжать аккумулятор автомобиля
Чтобы разобраться, в чём смысл разрядки аккумуляторной батареи, давайте вспомним, как она работает.
Читайте также: Последствия перелива масла в двигатель
Когда мы поворачиваем ключ в замке зажигания, то запускаем процесс, заключающийся во взаимодействии двух реагентов аккумулятора – свинцовых пластин и электролита. Замыкание электрической цепи инициализирует высвобождение электрической энергии, выделяемой в процессе снижения плотности электролита. Этот процесс сопровождается преобразованием части свинца на пластинах в сульфат свинца. Обратный процесс, то есть зарядка аккумулятора, превращает большую часть сульфатированого свинца превратиться обратно в чистый металл.
Как вы уже заметили, мы упомянули термин «большая часть». Это означает, что некоторое количество нерастворимого сульфата таковым и осталось, и этот процесс принято называть сульфатацией пластин. По мере увеличения доли нерастворимого остатка на пластинах ёмкость батареи начинает падать. Это, если можно так сказать, старение АКБ, то есть вполне естественный процесс. Аналогия не прямая, но удачная – жизнь аккумулятора, оказывается, тоже можно продлить.
«Правильный» образ жизни предполагает тренировку батареи циклами разрядки и последующей зарядки, во время которых АКБ запоминает, как преобразовывать соли свинца в свинец с минимальными потерями. Такие показательные тренировки необходимо устраивать как минимум раз в год, накануне наступления холодного сезона, а ещё лучше повторять процедуру и весной.
Мероприятие позволяет также с большой точностью оценить состояние автомобильного аккумулятора, степень выработки его ресурса. Нужно лишь осуществлять разряд и заряд с контролем времени и уровня заряда.
Как восстановить автомобильный аккумулятор своими руками? Вторая жизнь
Пару раз промывают прибор водой (горячей). Этот метод рассчитан, в большинстве случаев, именно для автомобильных батарей;
Следует отметить, что показатели зарядного прибора, должны быть не более 16 вольт, током до 10 ампер.Следующий метод – это зарядка обратным способом. Аккумулятор будет находиться в состоянии кипения, что в данном случае является нормой. Заряжается он в течение получаса, после чего производится слив электролита, промывка горячей водой и наполнение новым содержимым. С использованием стандартного зарядного устройства с током 10-15 ампер, необходимо выполнить зарядку обновленного аккумулятора не менее 24 часов. Очередной способ отличается высокой эффективностью и быстротой (аккумулятор реанимируется буквально за час).
Зная то, как восстановить аккумулятор автомобиля своими руками, стоит учитывать, что процесс сопровождается газовыделением и возникновением на поверхности микроразбрызгивания. Нормализация выхода газа, свидетельствует о завершении процедуры. Заполненный аккумулятор доводят до номинальной емкости, согласно рекомендациям по инструкции.
Каким током разряжать автомобильный аккумулятор
Если вы полагаете, что для полного разряда батареи достаточно оставить на ночь включёнными фары, то будете правы. Но такие действия вредны для обслуживаемых устройств, а для необслуживаемых и вовсе смертельны. Процедуру следует выполнять под строгим контролем до определённого момента времени, после чего сразу же приступить к зарядке.
Как правильно разрядить автомобильный аккумулятор, мы опишем ниже, а пока отметим, что рекомендуемый ток разряда автомобильного аккумулятора составляет 5 А. Большие токи вредны, они будут оказывать дополнительное разрушающее воздействие на пластины-электроды.
Перед началом разрядки необходимо замерить напряжение на клеммах АКБ и затем повторять измерения каждые 2 часа. Когда напряжение упадёт до 11 В, контроль нужно усилить – производить измерения каждые 15 минут, и когда показания прибора достигнут отметки в интервале 10,5-10,9 В, следует прекратить разрядку.
При этом у вас есть возможность оценить состояние батареи. Допустим, вы начали разрядку полностью заряженного АКБ ёмкостью 60 А*ч, и при токе в 5 А на это ушло 6 часов. В этом случае, умножив значение силы тока на время разрядки, получаем 30 А*ч, из чего можно сделать вывод, что ваш аккумулятор уже наполовину истощил свой изначальный ресурс.
Когда же тогда нужно полностью разряжать телефон
Есть несколько причин, по которым может понадобится полностью разряженный смартфон. Вот некоторые из них:
- Если вы только купили смартфон и желаете узнать за какое точно количество часов его можно посадить при активном (или другом режиме) пользования;
- Для проведения специализированных тестов на производительность, мощность и «живучесть» аккумулятора;
- Если с приобретением нового мобильного телефона вам хотелось бы оставить рабочим и старый, однако вы знаете, что использовать будете его не скоро. Тогда для сохранности батареи ее нужно разрядить до 50% и после вытащить;
- Для проведения калибровки (примерно 1 раз в 3 месяца).
В некоторых ситуациях достаточно просто активно поиграть в тяжеловесные игры. Но если вы проводите проверочные тесты над смартфоном, то может потребоваться определенный процент заряда.
В этом могут помочь специальные программные средства.
Читайте также: Как правильно сменить салонный фильтр на Мазде cx5?
Что допустимо использовать в качестве нагрузки
Наиболее доступный и простой в использовании вариант – автомобильная лампочка на 60 Вт. Если в вашей кладовке имеется реостат, рассчитанный на нагрузки порядка 5 А и более, можно использовать и его.
Нагрузка включается в цепь по последовательной схеме, как и амперметр. Подключение вольтметра – параллельное, напрямую к клеммам батареи. Используя рукоятку реостата, добиваемся, чтобы стрелка амперметра установилась на отметке 5 А и наблюдаем за показаниями вольтметра – они должны упасть ниже 10 В. Время разряда будет зависеть от многих факторов, но обычно это промежуток 6-12 часов.
Второй способ, как быстро и правильно разрядить аккумулятор автомобиля, заключается в использовании одного вольтметра, который и будет выступать в качестве нагрузки – вам достаточно его подключить и наблюдать за показаниями. Однако такая процедура отличается большой длительностью из-за малого нагрузочного сопротивления, поэтому более предпочтительным вариантом считается использование мощного ремонтного тестера.
Самым надёжным считается использование многофункциональной заводской зарядки. Зарядное устройство позволяет разряжать АКБ любого типа, причём в автоматическом режиме, без необходимости постоянного контроля. От вас требуется только ввести начальные значения тока зарядки и напряжения, при котором прибор должен выключиться, проинформировав водителя об окончании процесса звуковым сигналом.
Это же ЗУ можно использовать и для последующей зарядки аккумулятора. Подключение мощной нагрузки не рекомендуется – разрядка будет происходить быстрее, но и с большим вредом для батареи.
Разряд батареи без снятия её с автомобиля
Самый примитивный метод – при заглушенном моторе включить любой потребитель электроэнергии: печку, фару, обогрев стекла. Процедуру можно выполнять только на автомобилях, имеющих вольтметр на панели приборов. Окончание разрядки контролируется по его показаниям, при уменьшении вольтажа батареи до 10,9 В.
Разряд подручными средствами вне автомобиля
Вне транспортного средства можно использовать автомобильную лампу мощностью 60 Вт – именно она даст значение тока разряда в 5 ампер. Предварительно нужно измерить плотность электролита – нормальным считается значение порядка 1,27-1,29.
Лампа включается в цепь параллельно, как и мультиметр – напрямую к клеммам аккумулятора. Прибор установите в режим измерения напряжения, установив верхний предел на уровне не более 20 В. Разрядка продолжается на тех же условиях – пока вольтаж не снизится до 10,9 В. Учтите, что лампа будет сильно греться, положите её на безопасный с точки зрения противопожарной безопасности материал.
Как понять что аккумулятор разряжен
У каждой батареи есть индикатор питания, благодаря которому можно увидеть на экране процент оставшегося заряда. Этот элемент и определяет необходимость телефона в питании. Когда смартфон разряжен, контроллер переходит в режим защиты батареи от полного истощения. В самом аккумуляторе еще будет оставаться какой-то заряд. Для будущего включения останется лишь зарядить гаджет через USB.
Чтобы проверить состояние аккумулятора телефона, достаточно попробовать включить его. Если смартфон полностью разряжен, то он не загрузится вновь. В зависимости от ПО на экране может появится информация об отсутствии энергии. Так же смартфон может подать вибросигнал или моргнуть одной из лампочек на корпусе. Все это говорит о том, что телефон разряжен.
Если есть доступ к АКБ, можно проверить батарею смартфона с помощью мультиметра. Необходимо приложить к контактам щупы и включить прибор на 20 уровень. Обычно напряжение заряженного устройства равно 3,6-4,2 вольт. При напряжении 3,0-3,2 Вольта аккумулятор считается разряженным. Если напряжение упадет ниже 3 вольт, то АКБ считается разряженным в ноль и скорее всего без лягушки его будет не зарядить.
Не стоит допускать полного разряда без необходимости, контроллер аккумулятора может отключить его от батареи и зарядить без лягушки его не получится.
До скольки вольт можно разряжать автомобильный аккумулятор
Какой бы метод из вышеописанных вы не использовали, в любом случае процесс разрядки должен быть контролируемым. Крайне желательно осуществлять контроль с помощью вольтметра или другого измерительного прибора, способного измерять вольтаж в необходимом диапазоне (5-20 В) при силе тока порядка 5 ампер.
До какого напряжения разрешается разряжать АКБ, мы уже упоминали, причём неоднократно, и сделаем это ещё раз – так эти цифры лучше запомнятся: до 10,3-10,9 В.
Читайте также: Какой аккумулятор устанавливался на Фольксваген Тигуан?
В случае необслуживаемой батареи процесс разрядки можно контролировать и по плотности электролита. Если начальное значение заряженной батареи составит 1,27 г/см3, то при достижении 1,11-1,13 г/см3 разрядку можно прекращать.
В любом случае после завершения процедуры разрядки необходимо сражу же приступать к зарядке АКБ. Длительный простой батареи в разряженном состоянии приводит к необратимым разрушительным химическим процессам, в результате которых аккумулятор безвозвратно потеряет часть ёмкости.
По этой же причине ответ на вопрос, можно ли полностью разряжать аккумулятор, будет отрицательным: процесс должен быть контролируемым. Если вы оставите включёнными фары и уйдёте, то нанесёте аккумулятору невосполнимый урон.
Способы разрядить аккумулятор
Как разрядить аккумуляторную батарею не снимая с авто?
Этот вид разрядки аккумулятора самый простой. Можно сказать, естественный.
Если у вас есть точный вольтметр в бортовой сети, то не потребуются никакие вспомогательные инструменты. Если же нет, то нужен мультиметр для контроля за напряжением аккумуляторной батареи. В противном случае вы просто прозеваете тот момент, когда нужно останавливать разряд. Этот момент контролируется именно по величине напряжения.
Как уже говорилось, нижний порог составляет 10,3 вольта на выводах всей батареи или 1,7 ─ одной банки. Конкретное время разрядки назвать сложно, поскольку для вытягивания энергии АКБ используются бортовые потребители. А они могут иметь разное энергопотребление. Если вам интересно, сколько весит автомобильный аккумулятор, читайте материал по ссылке.
Сам процесс разрядки прост до безобразия:
- Заглушите двигатель;
- Включите фары (магнитолу, обогрев, стёкол, печку);
- Периодически контролируйте напряжение аккумуляторной батареи (встроенным вольтметром или мультиметром прямо на выводах);
- После того как значение напряжения упадёт до 10,3 вольта, разряд прекращается. После этого лучше всего сразу поставить аккумулятор на зарядку. Держать его в разряженном состоянии не следует.
Стоит сказать, что разрядка аккумулятора на машине подходить только тогда, когда вам нужно тупо разрядить АКБ и больше ничего. Узнать реальную ёмкость аккумулятора таким способом не получится, поскольку для этого нужно разряжать батарею фиксированным значением тока. А сколько в процессе работы «съедают» фары, печка или магнитола? Чтобы это узнать, вам нужно будет ставить в разрыв цепи амперметр для измерения тока и засекать время разрядки. Тогда можно узнать реальную ёмкость. При измерении ёмкости, перед тем как разрядить АКБ, нужно её полностью зарядить (степень заряда проконтролировать по плотности электролита). При таком подходе аккумулятор проще снять и разрядить отдельно, как описано ниже. Подробно о том, как проверить емкость аккумулятора, читайте в статье по ссылке.
Как разрядить АКБ вне авто?
Если вы хотите нормально провести контрольно-тренировочный цикл, то аккумуляторную батарею нужно снять с автомобиля. Затем полностью зарядить от сетевого зарядного устройства. После этого проверьте ареометром плотность электролита в каждой банке. В среднем это значение на полностью заряженном аккумуляторе должно лежать в интервале 1,27─1,29 гр./см3. Дополнительно можете прочитать материал о том, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством. Возможно, вам пригодиться статья о выборе зарядного устройства для автомобильного аккумулятора.
Затем нужно разрядить АКБ. Для этого нужно собрать следующую схему.
Схема для разрядки автомобильного аккумулятора
Вольтметр в схеме нужен для контроля за напряжением. С помощью амперметра и реостата вы устанавливаете необходимый ток разрядки. Ток устанавливается исходя из того режима, в котором вы будете разряжать АКБ. В 10 часовом режиме разряда сила тока ставится 9% от номинальной ёмкости аккумулятора. Для распространённых на легковых авто батарей 55 Ач ток разряда будет около 4,95 А.
Выставляете ток и поддерживаете его до тех пор, пока напряжение на выводах не снизится до 10,3 вольта. Чтобы определить реальную ёмкость АКБ, величину тока в амперах умножаете на время разряда в часах. Получаете ёмкость в Ач.
Разрядка аккумулятора автомобиля лампочкой
Если у вас нет в наличии реостата, не проблема. Подходящее сопротивление можно сделать из автомобильной лампочки 12 В или нескольких. Подберите лампочки подходящей мощности. Для примера выше, чтобы получить ток 4,95 А нужна лампочка 12 В мощность 60 ватт. В остальном то же самое. Разряжаете аккумулятор до напряжения 10,3 вольта. Только учтите, что лампочки греются и под них нужно подложить что-то негорючее.
После проведённого полного разряда, АКБ нужно как можно быстрее поставить на зарядку с постоянным током. Так вы сможете зарядить его наилучшим образом. Рекомендуем также прочитать о том, почему быстро разряжается аккумулятор на машине.
Разрядка аккумулятора многофункциональным зарядным устройством
Этот способ разрядить батарею самый безопасный и удобный, но нужно иметь многофункциональное зарядное устройство типа iMAX B6. С помощью подобных устройств можно провести заряд-разряд кислотного автомобильного аккумулятора, литиевого, щелочного. Такой подход удобен тем, что вам не нужно постоянно ловить с вольтметром окончание разрядки. Устройство автоматически прекратит процесс.
В случае с iMAX B6 от вас потребуется только задать тип батареи, разрядный ток и нижний порог напряжения АКБ, при котором следует остановить процесс. Дальше устройство разрядит аккумулятор и подаст сигнал об окончании операции. При этом оно вычислит реальную ёмкость АКБ в мАч. Далее, поменяв программу, можно поставить аккумулятор заряжаться. Кстати, реальную ёмкость можно вычислить при зарядке полностью заряженного аккумулятора. Советуем также прочитать статью, где поясняется нужно ли заряжать новый автомобильный аккумулятор после покупки. Такие вот есть способы разрядить аккумуляторную батарею. Если вы знаете другие методы, ждём от вас комментариев. Голосуйте в опросе ниже и оценивайте статью!
Когда начинать процесс заряда
Проседание напряжения на клеммах АКБ до значений ниже 10,9 вольт будет свидетельствовать о практически полном разряде батареи. Рассмотрим теперь, как правильно осуществить зарядку автомобильный аккумулятора для восстановления его работоспособности.
Для начала измерьте плотность электролита, в разряженном состоянии она будет ниже нормы, порядка 1,11-1,13 г/см3. Если разрядка производилась без снятия аккумулятора, обязательно выключите все потребители электроэнергии, а ещё лучше – снять оба провода с клемм. Заряжать нужно током, величина которого составляет 10% от номинальной ёмкости батареи (6 А для 60-амперного АКБ). Если устройство обслуживаемое, выкрутите пробки на всех 6 банках.
Когда в процессе зарядки начнут выделяться пузырьки газа, зарядку следует прекратить на 20-30 минут, после остывании батареи – продолжить, но с вдвое меньшим током. После повторного закипания измерьте напряжение и плотность. Если вольтаж поднялся до 12,6 В, а плотность – до 1,27, зарядку можно прекратить, в противном случае повторяем цикл с двукратным уменьшением тока зарядки.
Читайте также: Замена колодок тормозных механизмов передних колес Hyundai Solaris
Как видим, процедура разряда батареи не сложна, но характеризуется некоторыми нюансами. Выполняя эту операцию хотя бы раз в год, вы сможете рассчитывать, что АКБ прослужит не меньше, чем заявленный производителем ресурс.
Продолжительный заряд АКБ малым током
С помощью данного нехитрого способа можно вернуть жизнь только аккумулятору с незначительной и не застарелой сульфатацией пластин.
Для того, чтобы даровать вторую жизнь АКБ, вам необходимо: 1. Заполнить аккумулятор дистиллированной водой немного выше уровня. 2. Включить АКБ на заряд током нормальной величины (0,1 емкости аккумулятора). 3. Как только станет заметно газообразование в АКБ, следует на минут 20-30 отключить заряд. 4. После перерыва АКБ вновь необходимо подключить к току, только на этот раз уменьшенному в десять раз в сравнении с первоначальным, т.е 0,01 емкости АКБ. 5. Заметив усиленное газообразование на пластинах обеих полярностей, надо отключить АКБ от тока и сделать перерыв на 15-20 минут.
Четвертый и пятый этап восстановления аккумулятора следует повторить несколько раз. Порой, чтобы АКБ пришла в полную боевую готовность, требуется повторять указанные процедуры несколько дней подряд, прежде чем начать эксплуатировать аккумулятор на всю мощь.
Во избежание неудобств, связанных с работой аккумулятора, рекомендуем периодически проверять уровень электролита в АКБ (высота его слоя не должна быть менее 5 мм над верхними кромками пластин), а при необходимости можно добавить дистиллированной воды. Следите, чтобы в аккумулятор не попали какие-либо посторонние вещества. Следы окисления на аккумуляторных клеммах и проводах необходимо аккуратно удалять.