Тойота приус обзор

Тойота приус обзор

Тест-драйв: Как в хэтчбеке Toyota Prius живётся вымышленному владельцу

Toyota > Prius

Гибридная схема позволяет порой экономить на топливе. Но у немолодого Toyota Prius есть и другие достоинства.

6448

Так ли экономичен гибридный Prius нового, четвертого поколения, как заявляют в компании Тойота, — вот в чем вопрос! Оценить эффективность Приуса в реальных условиях нам помогли два автомобиля с традиционными силовыми установками — DS 4 Crossback с дизелем-малоежкой и Mini Cooper с бензиновым трехцилиндровым турбомотором. Насколько они прожорливее гибридного Приуса, и прожорливее ли в принципе?

43900 26

За 20 лет гибридный Prius разошелся тиражом свыше четырех миллионов экземпляров. И вот на рынок выходит автомобиль четвертого поколения. Оценим российские шансы нового Приуса?

29314 5

Гибридный хэтчбек Toyota Prius IV дебютировал полтора года назад, однако до России добрался только сейчас. Мы поездили на одном из первых завезенных к нам Приусов.

31169 10

Юбилей журнала можно отмечать по-разному. Мы предпочли выезд на свежий воздух с конкретной целью — выяснить в форме необычных испытаний, насколько эффективны автомобили разных конструкций и моделей. Кто выйдет лучшим по формуле «массу умножить на пройденный путь и поделить на съеденное топливо»? Истяза… состязания 17 автомобилей на «Смоленском кольце» дали неожиданные результаты. Читайте заключительную часть нашего повествования.

78592 3

Вот уже два года я по велению сердца и заданию редакции подыскиваю себе автомобиль со вторичного рынка.

91382

Книгу Астрид Линдгрен о приключениях обыкновенного ребенка и его необыкновенного друга читали многие, однако лишь в «Тойоте» «привидение с мотором» поняли буквально… и создали «Приус».

41818

Антон Чуйкин и Владимир Соловьев передвигались по Женеве на электрических машинах, стараясь не допустить их полной разрядки.

11200

Большинство легковых автомобилей в России — с атмосферными бензиновыми двигателями. Но есть и альтернатива: дизели, бензиновые модели с наддувными моторами и, наконец, гибриды. Какие предпочтительнее с точки зрения повседневного удобства и кошелька?

77175 1

“Приус” третьего поколения способен ввести в азарт. Однако азарт этот не драйверский, нет, — он совсем другого толка: машина подстегивает сэкономить как можно больше бензина!

31434

Гибридные автомобили уже не кажутся космически далекими, как десяток с лишним лет назад, когда дебютировал первый серийный «Тойота-Приус». Ныне продается, в том числе в России, уже третье поколение этих машин. Собрать представителей каждого, чтобы проследить эволюцию гибридной техники, взялись Михаил Гзовский и Максим Сачков. Фото Георгия Садкова.

Тест-драйв: Как в хэтчбеке Toyota Prius живётся вымышленному владельцу

 Имя Prius происходит от того же слова, что и наша Приора. Латинское prior имеет массу значений, и общепринятое в России толкование «идущий впереди» едва ли верное. Prius — это скорее «предыдущий», предшественник автомобилей будущего.

Имя Prius происходит от того же слова, что и наша Приора. Латинское prior имеет массу значений, и общепринятое в России толкование «идущий впереди» едва ли верное. Prius — это скорее «предыдущий», предшественник автомобилей будущего.

Hybrid Synergy Drive. В названии полногибридной силовой установки Приуса вопросы вызывает разве что второе заморское слово, похожее на наше «снегири». Это синергия — совместные усилия. В Приусе синергично объединились и тесно взаимодействуют настолько причудливые и разные по всем параметрам штуки, что сам факт их альянса озадачивает. В остатке главное ощущение от многогранного и противоречивого автомобиля — недоумение.

Каков он, добросовестный приобретатель третьего «Generation П», и японцы, и российские дилеры прекрасно себе представляют: это обеспеченный человек, индивид, открытый высокотехнологичным инновациям. И не беда, что в России эти двое даже не знакомы. Есть понимание — русские Prius покупать не будут, и без толку пытаться им его продавать. Вот и красуется гибрид на витрине как имиджевый автомобиль японской марки. Комплектация — максимальная, цена — запредельная, бери — не хочу.

 Кто-то считает Prius истинной Тойотой-коровой. Между тем по длине (4460 мм) гибрид тютелька в тютельку равен новому хэтчбеку Mazda3, а по ширине (1745) на 10 миллиметров ему уступает, превосходя «матрёшку» лишь по высоте, зато сразу на тридцатку (1500 мм). Вот весит Prius порядочно, как грузопассажирский Ford Transit Connect (1445 кг). В одной только основной батарее — 45 кг.

Кто-то считает Prius истинной Тойотой-коровой. Между тем по длине (4460 мм) гибрид тютелька в тютельку равен новому хэтчбеку Mazda3, а по ширине (1745) на 10 миллиметров ему уступает, превосходя «матрёшку» лишь по высоте, зато сразу на тридцатку (1500 мм). Вот весит Prius порядочно, как грузопассажирский Ford Transit Connect (1445 кг). В одной только основной батарее — 45 кг.

Наиважнейший синергизм Приуса заключён в союзе трёх двигателей: работающей по циклу Аткинсона бензиновой «четвёрки» 1.8 VVT-i мощностью 99 л.с., 60-киловаттного тягового электромотора (82 л.с.) и его коллеги, небольшого мотор-генератора. Однако суммарные 136 л.с. Приуса складываются из 99 «лошадей» ДВС и отдачи никель-металлогидридного аккумулятора Panasonic (1,31 кВт/ч), эквивалентной 37 силам. Батарея подзаряжается не только генератором, но и за счёт рекуперации энергии торможения. Таким образом, полный гибрид может ехать на одной лишь электротяге и хвастаться экономичностью (паспортные 3,9 л/100 км) да экологичностью (выбросы CO 2 — 89 г/км). Всё для тебя, о преуспевающий! Живи припеваючи!

Вопреки ожиданиям салон Приуса спокоен и не имеет ничего общего с аэрокосмической техникой. Внутри Prius не футуристичнее какого-нибудь спортивного тренажёра.

 Артистка не раскрывает, на каких условиях стала первой владелицей «третьего» Приуса в нашей стране. Своё участие в рекламной кампании модели Чулпан Хаматова объясняет тем, что её гражданская позиция совпала с позицией компании Toyota по продвижению экологичного транспорта.

Артистка не раскрывает, на каких условиях стала первой владелицей «третьего» Приуса в нашей стране. Своё участие в рекламной кампании модели Чулпан Хаматова объясняет тем, что её гражданская позиция совпала с позицией компании Toyota по продвижению экологичного транспорта.

«В Приусе мне нравится абсолютно всё», — говорит знаменитая актриса. Чулпан Хаматову трудно не любить, невозможно не уважать и точно так же нереально разделить её безграничный восторг от внешности этого автомобиля. «Лицо» третьего поколения Приуса в России утверждает — дизайн безупречен! С точки зрения аэродинамики это так: коэффициент C x Приуса — всего 0,25, как у нового Мерседеса E-класса. Но что с того гипотетическому хозяину белоснежного утюжка?

 Поглядев на наши дороги и содрогнувшись в наши морозы, японцы не решились ослаблять структуру кузова — люк в крыше с интегрированной солнечной батареей, питающей в жару систему охлаждения салона, россиянам не положен.

Поглядев на наши дороги и содрогнувшись в наши морозы, японцы не решились ослаблять структуру кузова — люк в крыше с интегрированной солнечной батареей, питающей в жару систему охлаждения салона, россиянам не положен.

Стоит признать, что в своеобразии запоминающегося навеки облика определённо присутствует особая фотогеничность. И потом, какое дело человеку обеспеченному или открытому инновациям индивиду до того, что серая масса считает их машину уродливой? В виде Приуса они протягивают другим, таким же передовым ребятам визитку — приглашение к синергии. Ведь тойотовский гибрид — это прежде всего имиджевая вещь. Экономичность и экологичность тут постольку-поскольку.

Тойота приус обзор

  • Изобилие переключателей в автомобиле, который заводится кнопкой, выглядит вполне уместно. Что такое DISP, а что NAVI — разбираешься без труда, да и «капслочность» надписей на удивление не напрягает. Чего не скажешь о необходимости подтверждать нажатие некоторых кнопок тычком в сенсорный экран.
  • Регулировать на руле громкость музыки левой рукой не очень удобно, однако правой конечности вверено дело поважнее — копаться в компьютере, следя за «потоками энергии».

Prius — это такая азартная игра, в ходе которой водитель проигрывает бензин своему автомобилю. Азартна она ровно до тех пор, пока человек не поймёт, что выиграть шансов нет никаких. Машина настолько нагло жульничает, что кажется, будто двигатели Приуса распиливают бак АИ-95 на твоих глазах абсолютно честно. Из окна взирает на делёжку и матушка-природа. Без особой, впрочем, надежды.

Демонстрирует совместные действия агрегатов машины Energy Monitor — режим дисплея, стараниями йога-русификатора ставший трансцендентальным «Потоком энергии». На экране выработанные токи в виде стрелок ходят между бензиновым и электрическим мотором, колёсами и батареей. Выглядит это как возвращение одним вором другому украденной дубинки или перетекание из пустого в порожнее и обратно. Как бы ни перенаправлялись потоки энергии, не вытекает из этого небывалой экономии топлива — расход от 7 л/100 км и, здравствуйте, дружище заправщик.

Три из четырёх режимов синергетического драйва сознательно сделаны Тойотой вусмерть плодоовощными — у Приуса уникально одинаковая с троллейбусом динамика. Разгон до сотни длится неделю. Даже неспешные соседи по потоку оглядываются — чего это не едет такой стремительный с виду айсберг? Может, с тормозами проблемы или педаль газа из-за коврика залипла? Тут бы нашему мифическому драйверу и объясниться: нет-нет, понимаете, э-э-э. комод. В смысле — Eco mode, экологичный режим! «А ведь действительно комод!» — хохотнут ему в ответ.

Тойота приус обзор

Просыпается и утирает нос хохмачам Prius только в одном режиме — PWR. Буквы означают Power. Мощь жизненно необходима для обычного перемещения, грязного и быстрого. В этой связи живо представляется разговор двух очевидно-невероятных приусоводов: «Ну, сколько ты сегодня наэкомодил?» — «Да нисколько, замотался, пришлось пи-дабл-ю-арить».

 По идее, до мозга костей «зелёный» Prius должен демонстрировать запредельный уровень заботы об окружающей среде. Однако ж его экологический стандарт — скромный по нынешним временам Евро-4.

По идее, до мозга костей «зелёный» Prius должен демонстрировать запредельный уровень заботы об окружающей среде. Однако ж его экологический стандарт — скромный по нынешним временам Евро-4.

В противоположность мощностному режиму японцы предлагают самое интересное — настоящий электромобиль! Благодаря функции EV (electric vehicle) ставший стерильно чистым гринкаром Prius на одной лишь электротяге беспрерывно проедет от кухни до почтового ящика не быстрее 33 км/ч (20 миль/ч). Дистанция и скорость смехотворны, но предательские мурашки бегут — да, это он, истинный электровоз из будущего, бесшумный, безэмоциональный, беспонтовый.

Тойота приус обзор

Зачароваться отсутствием внутреннего сгорания мешает тот факт, что в салоне нет надлежащей тишины. В Приусе шумненько в любом режиме: шины, улица, климатическая установка и двигатель. О коварстве последнего предостерегает инструкция: «Из моторного отсека может быть слышен шум мотора». Никакой иронии, зачастую и впрямь создаётся ощущение, будто клокочущий вполголоса движок едет в соседней машине. Но бывает, что слышится моторчик ещё как — нет-нет да и рыкнет, выплюнет большое вонючее облако, проступят на физиономии чистюли-вегана черты обыкновенного бензиноеда! И оттого становится спокойнее — до поры, когда электромобиль будет небезуспешно прикидываться автомобилем, мы ещё поживём. Пока всё наоборот, и слава богу.

С целью спасти планету и не заправляться целый месяц можно из кнопок режимов создать на свою голову подобие «механики». Постоянно ползая в «экомоде» и строго следя, чтоб индикатор всегда находился в экологичной зоне, водитель при первой возможности переключается на EV: во всех пробках и при замедлении потока до заветных «тридцати трёх». Аттракцион страшно отвлекает от дороги, не радует других участников движения и не приносит ровным счётом никакой пользы: расход топлива прежний — от 7 л/100 км.

Тойота приус обзор

  • Светодиодные фары и фонари Приуса сберегают энергию и работают в разы дольше своих традиционных собратьев.
  • В передке, за подведённой синим тойотовской эмблемой, прячется радар круиз-контроля и системы помощи при парковке.

Вот стоишь ты сосредоточенно в пробке. Электрорежим. Ни с того ни с сего Prius вдруг начинает громко вибрировать, трясти себя на месте бензиновым мотором, разворачивать вспять потоки энергии, мигать и пищать — машина живёт своей жизнью. И ей это позволено. Но всё-таки синергия Приуса — совместная деятельность с водителем, без участия которого автомобиль даже не может сам себя припарковать. Кстати, самый первый опыт человеко-гибридного взаимодействия в большинстве случаев заканчивается немного растерянной улыбкой. Типичное описание первичных впечатлений — «Прикольно!»

Тойота приус обзор

Прикольнее был бы треугольный руль, а овальный удобен тем, что он «короткий» и делает чуть больше двух с половиной оборотов. Великолепная проекция показаний приборов на лобовое обязательно должна стать нормой в автоиндустрии. Педали мужественно снесли все брошенные на них подозрительные взгляды и не вызвали ни единого нарекания. Рычажок отсутствующей коробки передач напомнил одну странную штучку — резец по линолеуму. Забавно, что если джойстик лишить D-драйва, останется R’n’B. Переключение тут виртуальное. Обозначаешь бело-синей ручечкой своё намерение, и выбор отображается на дисплее, а джойстик возвращается на исходную, к правому концу перекладины буквы H. Работа с рычажком бесступенчатой трансмиссии — чистой воды помешивание ложкой.

Тойота приус обзор

  • Парковочная литера P покинула рукоятку рычажка и стала кнопкой (подсвечена жёлтым слева от джойстика). Взамен появился режим B (Break) — только в нём Приус способен тормозить двигателем на крутом спуске.
  • Touch Tracer — сенсорная система управления бортовым компьютером на руле. Стоит лишь приложить «до грани нажатия» палец к кнопке на баранке, как на дисплее высветится «копия» этого действия. Японцы говорят, что реализовали эту инновацию первыми в мире, чтобы водитель не отвлекался на кнопки руля. А вышло шило на мыло — дисплей отвлекает ничуть не меньше.

Подвеску для нашей страны настраивали специально. В ямы Prius грохается с решимостью антикварного буфета, покрякивая гремучим пластиком и, кажется, постукивая в рамах стёклами. Гибрид вообще живо взаимодействует с недобрыми участками дорог, легко следует колее и сигает в сторону с невесть какого бугра. Вольности такого плана у Приуса, к счастью, случаются с кондачка, под настроение.

 Багажный отсек семейного объёма в 445 л при сложенных задних сиденьях вырастает до 1120 л. В подполье прячутся органайзер, полноразмерная запаска и тяговая батарея.

Багажный отсек семейного объёма в 445 л при сложенных задних сиденьях вырастает до 1120 л. В подполье прячутся органайзер, полноразмерная запаска и тяговая батарея.

Сиденья достаточно жёсткие, так что водитель получает сполна за небрежную прокладку курса на плохой дороге. «Очень горячо!» — кричит мифический инновационщик и вертится, как на сковородке. Жжёт кресло водительский зад! И степень обогрева не регулируется — его можно только выключить. Делается это, кстати, кнопкой L, которая заныкана под центральной консолью и расположена над клавишей R. Столбиком. В остальном же лишённое электроприводов сиденье к водителю равнодушно и не пытается его удержать. И это не единственное слабое звено в синергетической цепочке Приуса.

Тойота приус обзор

  • Передние сиденья разделяет комфортный и эффективный подлокотник со сдвижной откидывающейся крышкой и отделениями для всяких мелочей и подстаканником.
  • Сбоку правого заднего сиденья расположен дефлектор вентиляции аккумулятора — эту решётку нельзя ничем перекрывать.
  • В нише под центральной консолью мягко постелено. В ней можно что-то хранить, например телефон. Правда, достать его оттуда не глядя — не получится. Кстати, находящаяся тут же кнопка подогрева сиденья пассажиру не видна.
  • В двухэтажный бардачок поместится запас сухих перчаток на всю нашу бесконечную зиму.

Предполагаемый владелец Приуса утоляет голод леденцами. Вход без ключа Smart Entry и кнопочный пуск мотора Push Start — несомненно, услаждают, но не компенсируют горечи от того, что мизерный диапазон настроек рулевой колонки диктует высокому водителю компромиссную посадку. Дублирование на дисплее нажатых кнопок мультируля Touch Tracer выглядит любопытным излишком, но это пирожное хочется променять на тарелку супа автоматически складывающихся зеркал.

 За работой системы автоматической парковки увлекательно наблюдать на пустой закрытой площадке в выходной день. Пока Приус сам крутит руль, заезжая в выбранное водителем место, от человека требуется только контролировать скорость педалью тормоза. В реальных городских условиях невыполнимым выглядит уже предложение системы медленно проехать мимо предполагаемого места парковки.

За работой системы автоматической парковки увлекательно наблюдать на пустой закрытой площадке в выходной день. Пока Приус сам крутит руль, заезжая в выбранное водителем место, от человека требуется только контролировать скорость педалью тормоза. В реальных городских условиях невыполнимым выглядит уже предложение системы медленно проехать мимо предполагаемого места парковки.

На роскошном блюде интеллектуальных систем барахтается крыса — мерзкая пищалка при движении задним ходом. Причём её невыносимый писк — это не звуковой сигнал парковочного сонара, а просто вопль: «Ёшкин кот, мы едем задом!» Лучше б камеру заднего вида дополнили обычным парктроником, ведь картинка не читается, если заляпан объектив, да и расстояние до соседнего бампера не сразу определишь. Полагаться только на себя водителю придётся, несмотря на мудрёную систему самопарковки IPA, которая полезна только в чистом поле или при наличии вагона времени, но не в цейтноте реальных условий города. Самодовольный Prius между тем донимает нравоучениями: «Избегайте», «Остерегайтесь», «Соблюдайте».

 Prius — тот уникальный случай, когда даже на «литьё» вешают колпаки. Специальные обтекатели на 15-дюймовых дисках служат во благо аэродинамики и поэтому доступны в одном-единственном «пятиконечном» дизайне.

Prius — тот уникальный случай, когда даже на «литьё» вешают колпаки. Специальные обтекатели на 15-дюймовых дисках служат во благо аэродинамики и поэтому доступны в одном-единственном «пятиконечном» дизайне.

Одетый в белый халат Приус — из тех строгих докторов, что лечат обострённую экологическую сознательность одним лишь выставленным за услуги счётом. Позеленевший было больной читает: 1 миллион 177 тысяч рублей — и с криком «Да за эти деньги можно взять. » тут же выздоравливает. Попадаются и неизлечимые индивиды. Их единицы, но комфортной пятиместной палаты Приуса им тоже не видать. Тесное взаимодействие с гибридным автомобилем выпало на долю несуществующего россиянина. Сощурившись на солнце, он провожает взглядом стайку снегирей и светло улыбается чему-то, известному ему одному.

Технические характеристики

МодельToyota Prius
Кузов
Тип кузовахэтчбек
Число дверей/мест5/5
Длина, мм4460
Ширина, мм1745
Высота, мм1500
Колёсная база, мм2700
Колея передняя/задняя, мм1525/1520
Снаряжённая масса, кг1445
Полная масса, кг1805
Объём багажника, л445–1120
Двигатель
Типбензиновый
Расположениеспереди, поперечно
Число и расположение цилиндров4, в ряд
Число клапанов16
Рабочий объём, см 31798
Макс. мощность, л.с./об/мин99/5200
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин142/4000
Электромотор
Типсинхронный, переменного тока, на постоянных магнитах
Макс. напряжение, В650
Макс. мощность, л.с./кВт82/60
Макс. крутящий момент, Н•м207
Суммарная макс. мощность силовой установки, л.с./кВт136/100
Трансмиссия
Типвариатор
Приводпередний
Ходовая часть
Передняя подвесканезависимая, пружинная, McPherson
Задняя подвескаполузависимая, пружинная
Передние тормозадисковые, вентилируемые
Задние тормозадисковые
Шины195/65 R15
Дорожный просвет, мм140
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч180
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с10,4
Расход топлива, л/100 км
— городской цикл3,9
— загородный цикл3,7
— смешанный цикл3,9
Норма токсичностиЕвро-4
Ёмкость топливного бака, л45
ТопливоАИ-95

Комплектация протестированного автомобиля

Базовое оборудование
Фронтальные подушки безопасности
Боковые подушки безопасности
Коленная подушка безопасности для водителя
Надувные «занавески»
Крепление для детского кресла Isofix
Антипробуксовочная система
Система курсовой устойчивости
Система распределения тормозного усилия
Усилитель экстренного торможения
Запуск двигателя кнопкой
Электроусилитель руля
Система динамической стабилизации
Климат-контроль
Регулировка рулевой колонки по наклону и вылету
Датчики света и дождя
Светодиодные фары и фонари
Противотуманные фары
Омыватель фар
Подогрев передних сидений
Центральный замок
Бортовой компьютер
Бесключевой доступ в салон
Зеркала заднего вида с подогревом и электроприводом
Иммобилайзер
Проекция показаний приборов на лобовое стекло
Аудиосистема с восемью динамиками и поддержкой формата MP3
Русифицированная навигационная система
Камера заднего вида с системой помощи при парковке
Управление бортовым компьютером на руле
Круиз-контроль
Линейный аудиовход
Кожаная отделка рулевого колеса
Кожаный салон
Легкосплавные диски
Дополнительное оборудование
Цвет «металлик»21 000 рублей
Цена базовой комплектации1 177 000 рублей
Цена протестированного автомобиля1 198 000 рублей

Техника

Тойота приус обзор

Бензиновый четырёхцилиндровый двигатель 1.8, работающий по циклу Аткинсона (в начале процесса сжатия впускной клапан закрывается позже, чем в цикле Отто), выдаёт 98 сил и 142 Н•м. Изюминка агрегата — система рециркуляции отработавших газов, как на кроссовере Lexus RX 450h. Часть выхлопов охлаждается примерно до 150 градусов и попадает обратно во впускной коллектор. Это позволяет уменьшить насосные потери и ускорить прогрев двигателя.

 Никель-металлогидридные аккумуляторы для Приуса производит компания Panasonic EV Energy (PEVE), на 60% принадлежащая Тойоте. Батареи типа NiMH стремительно уходят в прошлое, и идущее им на замену новое поколение литиево-ионных аккумуляторов Тойоты уже проходит испытания по всему миру. Скорее всего, автомобили с этими батареями станут дороже, но их можно будет заряжать от бытовой электросети.

Никель-металлогидридные аккумуляторы для Приуса производит компания Panasonic EV Energy (PEVE), на 60% принадлежащая Тойоте. Батареи типа NiMH стремительно уходят в прошлое, и идущее им на замену новое поколение литиево-ионных аккумуляторов Тойоты уже проходит испытания по всему миру. Скорее всего, автомобили с этими батареями станут дороже, но их можно будет заряжать от бытовой электросети.

 Сердцем системы Hybrid Synergy Drive является делитель мощности — планетарная трансмиссия, переправляющая потоки энергии между бензиновым двигателем, парой электрических мотор-генераторов и колёсами. Вал ДВС здесь связан с водилом (3), вращающим оси шестерёнок-сателлитов (4). Центральное, солнечное, колесо (1) соединено с первым мотор-генератором (он же стартер-генератор). А внешнее колесо (2), кольцевое, — со вторым мотор-генератором (он же — тяговый электродвигатель) и ведущей осью автомобиля.

Сердцем системы Hybrid Synergy Drive является делитель мощности — планетарная трансмиссия, переправляющая потоки энергии между бензиновым двигателем, парой электрических мотор-генераторов и колёсами. Вал ДВС здесь связан с водилом (3), вращающим оси шестерёнок-сателлитов (4). Центральное, солнечное, колесо (1) соединено с первым мотор-генератором (он же стартер-генератор). А внешнее колесо (2), кольцевое, — со вторым мотор-генератором (он же — тяговый электродвигатель) и ведущей осью автомобиля.

 Изюминка делителя мощности в том, что он заменяет обычную КПП, позволяя ДВС при движении машины с разными скоростями оставаться в относительно узких границах по оборотам и моменту. Достигается это изменением электрической нагрузки на генератор, который в движении отбирает у ДВС заметную долю энергии (больше, чем генератор в обычной машине), чтобы тут же отдать её тяговому электромотору. Генератор же подзаряжает аккумулятор во время остановки, если включён ДВС.

Изюминка делителя мощности в том, что он заменяет обычную КПП, позволяя ДВС при движении машины с разными скоростями оставаться в относительно узких границах по оборотам и моменту. Достигается это изменением электрической нагрузки на генератор, который в движении отбирает у ДВС заметную долю энергии (больше, чем генератор в обычной машине), чтобы тут же отдать её тяговому электромотору. Генератор же подзаряжает аккумулятор во время остановки, если включён ДВС.

 Таким образом, в общем случае часть мощности бензинового движка отправляется к колёсам напрямую — через набор шестерён, а часть, претерпев двойное преобразование, — в электричество и обратно. Согласованием нагрузок и скоростей вращения двух мотор-генераторов и ДВС, а значит, и скорости вращения и тяги на колёсах — занимается компьютер.

Таким образом, в общем случае часть мощности бензинового движка отправляется к колёсам напрямую — через набор шестерён, а часть, претерпев двойное преобразование, — в электричество и обратно. Согласованием нагрузок и скоростей вращения двух мотор-генераторов и ДВС, а значит, и скорости вращения и тяги на колёсах — занимается компьютер.

 Тяговый аккумулятор нужен в такой системе как промежуточный буфер, принимающий излишек мощности от генератора и отдающий его тяговому мотору при пике нагрузок. Он же служит единственным источником энергии в режиме чистого электромобиля, когда ДВС выключен. Первый генератор работает как мотор фактически только при запуске ДВС (он заменяет обычный стартер). А вот второй электродвижок не только обеспечивает солидную прибавку тяги к ДВС или всю тягу на колёсах, но при торможении обращается в мощный генератор, отправляющий обратно в батарею часть кинетической энергии, то есть отвечает за рекуперацию.

Тяговый аккумулятор нужен в такой системе как промежуточный буфер, принимающий излишек мощности от генератора и отдающий его тяговому мотору при пике нагрузок. Он же служит единственным источником энергии в режиме чистого электромобиля, когда ДВС выключен. Первый генератор работает как мотор фактически только при запуске ДВС (он заменяет обычный стартер). А вот второй электродвижок не только обеспечивает солидную прибавку тяги к ДВС или всю тягу на колёсах, но при торможении обращается в мощный генератор, отправляющий обратно в батарею часть кинетической энергии, то есть отвечает за рекуперацию.

 Так выглядит экологичность Приуса в деталях его кузова. Светло-фиолетовым показаны части, изготовленные из фирменного полимера Тойоты растительного происхождения TSOP (Toyota Super Olefin Polymer). Зелёным и жёлтым выделены элементы из экологичных пластиков. Производитель сообщает, что до 85% автомобиля можно переработать без вреда для окружающей среды, и до 95% материалов машины пригодны для повторного использования.

Так выглядит экологичность Приуса в деталях его кузова. Светло-фиолетовым показаны части, изготовленные из фирменного полимера Тойоты растительного происхождения TSOP (Toyota Super Olefin Polymer). Зелёным и жёлтым выделены элементы из экологичных пластиков. Производитель сообщает, что до 85% автомобиля можно переработать без вреда для окружающей среды, и до 95% материалов машины пригодны для повторного использования.

История

 Всё началось в 1992 году, когда компания Toyota определилась со своей концепцией охраны окружающей среды. Стартовал проект G21 («Глобальный XXI век»), и его первоначальной целью была разработка компактной экономичной машинки для продажи по всему миру. Быстро выяснилось, что задача «недостаточно смелая», и всплыла не новая, но весьма интригующая инженеров идея гибридной силовой установки. На это и были брошены все силы. Впервые мир увидел концепт-кар Toyota Prius в октябре 1995 года на Токийском мотор-шоу.

Всё началось в 1992 году, когда компания Toyota определилась со своей концепцией охраны окружающей среды. Стартовал проект G21 («Глобальный XXI век»), и его первоначальной целью была разработка компактной экономичной машинки для продажи по всему миру. Быстро выяснилось, что задача «недостаточно смелая», и всплыла не новая, но весьма интригующая инженеров идея гибридной силовой установки. На это и были брошены все силы. Впервые мир увидел концепт-кар Toyota Prius в октябре 1995 года на Токийском мотор-шоу.

 Приус должен был во что бы то ни стало явиться первым на планете массово производимым бензоэлектрическим гибридным автомобилем. Но трудности возникали одна за другой практически во всём, и больше всего хлопот доставляла батарея. Справляться с проблемами пришлось нечеловеческими силами в рекордные сроки. В итоге цель была достигнута, а создание новой модели обошлось всего в миллиард долларов — среднюю для таких дел сумму.

Приус должен был во что бы то ни стало явиться первым на планете массово производимым бензоэлектрическим гибридным автомобилем. Но трудности возникали одна за другой практически во всём, и больше всего хлопот доставляла батарея. Справляться с проблемами пришлось нечеловеческими силами в рекордные сроки. В итоге цель была достигнута, а создание новой модели обошлось всего в миллиард долларов — среднюю для таких дел сумму.

Тойота приус обзор

Первый серийный Prius, обозначенный NHW10, появился «на прилавках» в декабре 1997 года. Седан с установкой Toyota Hybrid System (THS) был оснащён полуторалитровым бензиновым двигателем мощностью 58 л.с., 30-киловаттным электромотором и бесступенчатым вариатором. На деле это означало 98 сил суммарной мощности, расход чуть больше 5 л/100 км и выбросы CO 2 120 г/км.
До 2000 года включительно Prius официально продавался только на японском рынке, причём, как теперь считают аналитики, Тойоте в убыток, ибо машина стоила в два раза дороже своего ценника. Но свою роль популяризатора «зелёных» транспортных средств автомобиль сыграл: японцы покупали по 12 тысяч гибридов в год, и это скромное достижение навело тойотовцев на мысль о начале экспорта.

 Приус 2001 модельного года с кодом NHW11 заполнил собой промежуток между первой и второй генерацией. Двигатели стали мощнее (бензиновый теперь развивал 70 л.с., а электрический — 33 кВт), Prius обзавёлся никель-металлогидридным аккумулятором. «Комбинированная» мощность машины достигла 104 сил. «Поколение № 1,5», разгоняясь до сотни за 13 секунд, с ценой $20 тысяч отправилось покорять рынки США и Европы. И хотя до Америки Prius добрался позже, чем его единственный конкурент Honda Insight, тойотовскую модель в Штатах ждал успех, который предстояло развить автомобилю второго поколения.

Приус 2001 модельного года с кодом NHW11 заполнил собой промежуток между первой и второй генерацией. Двигатели стали мощнее (бензиновый теперь развивал 70 л.с., а электрический — 33 кВт), Prius обзавёлся никель-металлогидридным аккумулятором. «Комбинированная» мощность машины достигла 104 сил. «Поколение № 1,5», разгоняясь до сотни за 13 секунд, с ценой $20 тысяч отправилось покорять рынки США и Европы. И хотя до Америки Prius добрался позже, чем его единственный конкурент Honda Insight, тойотовскую модель в Штатах ждал успех, который предстояло развить автомобилю второго поколения.

 О продаже миллионного Приуса японцы объявили в мае 2008 года. Наибольшей популярностью до 2009-го гибрид пользовался в США, где благодаря «зелёному» тренду, подкреплённому выгодными условиями дилеров, налоговыми льготами и другими пряниками, в 2005–2006 годах покупателей нашли по 107 000 Приусов, в 2007-м — более 180 000, а в кризисных 2008-2009 годах продажи составили 159 000 и 140 000 соответственно. Однако ж по итогам прошлого года в рекордсмены вышла Страна восходящего солнца: с января по декабрь 2009-го японцы купили аж 208 876 машин. Prius там — самая популярная легковушка местного производства и, по итогам января 2010-го, продано 22 306 экземпляров. У занимающей второе место Хонды Fit — 13 058 машин. Очевидно, «третий» Prius (ZVW30) нашёл своего главного покупателя на родине.

О продаже миллионного Приуса японцы объявили в мае 2008 года. Наибольшей популярностью до 2009-го гибрид пользовался в США, где благодаря «зелёному» тренду, подкреплённому выгодными условиями дилеров, налоговыми льготами и другими пряниками, в 2005–2006 годах покупателей нашли по 107 000 Приусов, в 2007-м — более 180 000, а в кризисных 2008-2009 годах продажи составили 159 000 и 140 000 соответственно. Однако ж по итогам прошлого года в рекордсмены вышла Страна восходящего солнца: с января по декабрь 2009-го японцы купили аж 208 876 машин. Prius там — самая популярная легковушка местного производства и, по итогам января 2010-го, продано 22 306 экземпляров. У занимающей второе место Хонды Fit — 13 058 машин. Очевидно, «третий» Prius (ZVW30) нашёл своего главного покупателя на родине.

Тойота приус обзор

Вослед премьере третьего поколения осенью 2009 года Toyota продемонстрировала Prius Plug-in Hybrid Concept — эдакий «окончательный экомобиль», заряжающийся от розетки и выбрасывающий всего лишь 60 г/км CO 2 . Оснащённая новыми литиево-ионными аккумуляторами Panasonic машина проезжает на одной зарядке без включения ДВС (1,8 л, 97 л.с.) около 20 километров со скоростью под сотню. Новая версия Приуса выпущена ограниченным тиражом и пока не продаётся: японцы сдали чуть больше 500 автомобилей в аренду и следят за развитием событий. Приобрести Prius Plug-in Hybrid можно будет не раньше 2011 года. А в 2012-м, кстати, по неофициальным данным, на основе Приуса могут быть выпущены универсал и кроссовер.

Дизайн

 Человек на фото — Вахеи Хираи, главный по дизайну Тойоты и Лексуса. Характеризуя внешность нового Приуса, он упомянул «свободные геометрические формы». Трудно сказать, что мастер имел в виду, ведь дизайнеры работали в очень жёстких рамках. Их целью были, во-первых, аэродинамические характеристики, во-вторых, сохранение мгновенной узнаваемости предыдущей модели, а уж потом «наведение красоты». Хираи советует приглядеться к «третьему» Приусу повнимательнее, поскольку в нём заложены новые элементы, которые вскоре будут появляться на других моделях Тойоты. Prius задаёт стиль, указывает путь и предлагает потребителям потихоньку привыкать к электромобилям, которым многие детали нынешних машин попросту не нужны. «Приус — это наша витрина, на которой мы впервые опробуем разные дизайнерские находки, и это символично», — говорит Хираи-сан.

Человек на фото — Вахеи Хираи, главный по дизайну Тойоты и Лексуса. Характеризуя внешность нового Приуса, он упомянул «свободные геометрические формы». Трудно сказать, что мастер имел в виду, ведь дизайнеры работали в очень жёстких рамках. Их целью были, во-первых, аэродинамические характеристики, во-вторых, сохранение мгновенной узнаваемости предыдущей модели, а уж потом «наведение красоты». Хираи советует приглядеться к «третьему» Приусу повнимательнее, поскольку в нём заложены новые элементы, которые вскоре будут появляться на других моделях Тойоты. Prius задаёт стиль, указывает путь и предлагает потребителям потихоньку привыкать к электромобилям, которым многие детали нынешних машин попросту не нужны. «Приус — это наша витрина, на которой мы впервые опробуем разные дизайнерские находки, и это символично», — говорит Хираи-сан.

Безопасность

Организация Euro NCAP включила Prius в пятёрку самых безопасных автомобилей 2009 года. Полученные гибридом максимальные пять звёзд складываются из 88% защиты взрослых, 82% детей и 68% пешеходов, а также 86% ассистирующих водителю систем.

За кадром

 Терпеливо дожидаясь, пока мы дофоткаем и уберём перегородивший всю дорогу Prius, один водитель спросил нас: «Ну как бибика?» Ответив «своеобразная», мы оглянулись на гибрид. Показалось, он оскорбился. Вскоре утешением ему мог послужить хотя бы тот факт, что наш фотограф Nesterov признался — я, говорит, пересмотрел свою точку зрения на Приус, совсем не считаю его неуклюжим, а вовсе даже наоборот. Была у машинки и другая возможность отыграться — на видеооператоре, который никак не мог понять, почему эффектных кадров срывающегося с места в карьер ревущего мотором автомобиля с Приусом снять не удастся. Зато дети сразу оценили фармацевтическое величие «японца» и вели себя в нём на удивление спокойно и уравновешенно.

Терпеливо дожидаясь, пока мы дофоткаем и уберём перегородивший всю дорогу Prius, один водитель спросил нас: «Ну как бибика?» Ответив «своеобразная», мы оглянулись на гибрид. Показалось, он оскорбился. Вскоре утешением ему мог послужить хотя бы тот факт, что наш фотограф Nesterov признался — я, говорит, пересмотрел свою точку зрения на Приус, совсем не считаю его неуклюжим, а вовсе даже наоборот. Была у машинки и другая возможность отыграться — на видеооператоре, который никак не мог понять, почему эффектных кадров срывающегося с места в карьер ревущего мотором автомобиля с Приусом снять не удастся. Зато дети сразу оценили фармацевтическое величие «японца» и вели себя в нём на удивление спокойно и уравновешенно.

Тест-драйв: Смягчаем своё мнение о гибридомобиле Toyota Prius

 В 2016 году новый Prius стал самым популярным автомобилем в Японии: продано 248 258 гибридов. В России же Prius — модель вторичного рынка: за шесть лет разошлось лишь 819 «официальных» машин, в разы меньше, чем «частных». Цена новой — 2,1 млн рублей. Говорят, 15 штук уже куплено.

В 2016 году новый Prius стал самым популярным автомобилем в Японии: продано 248 258 гибридов. В России же Prius — модель вторичного рынка: за шесть лет разошлось лишь 819 «официальных» машин, в разы меньше, чем «частных». Цена новой — 2,1 млн рублей. Говорят, 15 штук уже куплено.

С новым Приусом я познакомился ещё полтора года назад — на треке Fuji Speedway. Тогда в Тойоте говорили, что вопрос российских поставок прорабатывается, но надежд было немного: продажи машин предыдущего поколения сократились у нас до 15 штук в год. А тут ещё ЭРА-ГЛОНАСС с неизбежной парой краш-тестов. Тем не менее Prius до нас добрался. Единственно возможная комплектация Люкс оценена в 2 112 000 рублей, на 100 тысяч дороже, чем просят за топ-Camry с двигателем 3.5. Диодные фары, кожаный салон, подвеска для плохих дорог — и презентация в Казани. Чтобы не ходить по граблям, на автодром Казань Ринг я не поехал, но ям насобирал вдоволь.

На облик новых автомобилей Toyota топ-менеджмент фирмы влияет как никогда сильно — этот Prius, например, переделывали, отложив выпуск на полгода. Колёса автомобиля — легкосплавные, но поверх дисков нащёлкнуты пластиковые колпаки: ради аэродинамики.

 Фары и фонари — полностью диодные, включая ходовые огни и противотуманки.

Напомню, что Prius четвёртого поколения — это первая Toyota, построенная по архитектурному принципу TNGA, Toyota New Global Architecture, предполагающему сокращение разнообразия деталей между моделями, а следовательно, и затрат на их производство. Платформа при этом называется GA-C, она общая с кроссовером C-HR. Новый Prius длиннее, шире и ниже прежнего. Однако в салоне запас места над головой стал на 25 мм больше спереди и на три сзади — потому что передние кресла теперь установлены на 55 мм ниже, а задние — на 23. Посадка вышла по-спортивному низкая, хотя из-за общей воздушности настроение тут скорее минивэнистое.

Тойота приус обзор

Заднее стекло гибрида обычной формы, фонари смотрят вниз — в то время как у подзаряжаемой версии этой машины, названной Prius Prime, они повёрнуты горизонтально, а стекло надуто пузырями, как крыша Peugeot RCZ. Выбор, пусть даже гибридный, — это круто! Но у нас его нет.

 В переднем бампере — активные жалюзи радиатора. Спойлер по-прежнему раздваивает заднее стекло. На грязной дороге его нижняя часть теряет прозрачность. В чистом виде обзор назад стал чуть лучше за счёт более низкой багажной крышки.

В переднем бампере — активные жалюзи радиатора. Спойлер по-прежнему раздваивает заднее стекло. На грязной дороге его нижняя часть теряет прозрачность. В чистом виде обзор назад стал чуть лучше за счёт более низкой багажной крышки.

Жму кнопку активации гибридной установки, в ответ — репортаж с улицы, на которой ничего не происходит: на приборах в центре передней панели лишь загорается надпись «Ready». Толкаю крошку-селектор в Drive, то есть на себя и вниз. Газ — и покатили. Я не помню, чтобы старый Prius стартовал чересчур резко, но в Тойоте говорят, что самый первый отклик на нажатие акселератора тут сглажен, а обороты бензинового мотора 1.8 при прочих равных снижены. Но нажмёшь посильнее — только он и тарахтит. А разгон — самый обыденный. До сотни — за 10,6 с. После — гораздо медленнее: Prius будто противится превышать городские лимиты.

 Интерьер аккуратен, неплох по материалам и интересен дизайнерскими приёмами — обратите внимание, например, на воздушные дефлекторы, вторгшиеся в дверные панели: в сочетании со светлой отделкой Prius кажется шире, чем есть на самом деле. Хотя в нём и так не тесно.

Интерьер аккуратен, неплох по материалам и интересен дизайнерскими приёмами — обратите внимание, например, на воздушные дефлекторы, вторгшиеся в дверные панели: в сочетании со светлой отделкой Prius кажется шире, чем есть на самом деле. Хотя в нём и так не тесно.

Тойота приус обзор

Передние кресла — классные: сел и забыл, потому как ничего не беспокоит. Простор над головой тут, как в каком-нибудь Renault Kangoo, — огромный. Сзади тоже лучше прежнего, но, например, в отличие от Camry 3.5 нет подогрева дивана, шторок на окнах и электронаклона спинки.

С эффективностью тормозов порядок, а вот с удобством управления замедлением — нет. В завершающей стадии гибридная установка будто приходит на помощь, и возникает непрошенное дотормаживание, которое порой сбивает с толку. Причём всё это происходит даже в обычном «Драйве» — без включения отдельного режима Brake, в котором Prius не глушит бензиновый мотор, а тормозит с его помощью при каждом отпускании педали акселератора. На спуске такое дозамедление удобно, но всякий раз тыкать селектор между положениями D и B неловко.

 Динамика Приуса — для тех, кто не мчит, а катит. В этом случае можно получить удовольствие: дозировать тягу просто, а отклики в режимах Pwr и Eco действительно разные, под настроение.

Динамика Приуса — для тех, кто не мчит, а катит. В этом случае можно получить удовольствие: дозировать тягу просто, а отклики в режимах Pwr и Eco действительно разные, под настроение.

По центру передней панели — трансляция режимов работы силового агрегата, а под ней на крупном дисплее — «Дор. без имени»: встроенный Яндекс.Навигатор гибридной модели в отличие от локальных RAV4 и Camry не положен. Камера заднего вида — с подвижными подсказками.

На повороты руля гибридомобиль реагирует точно, быстро и в отличие от своего предшественника — однозначно. Кренится даже в крутых поворотах Prius несильно, но и желания ехать быстро не вызывает. Усилие на руле невысокое и безмолвное: стоит чуть отвлечься от дороги, как автомобиль уплывает с намеченного курса. А при езде «по глазам» — ноль вопросов. Коситься на приборы в центре неудобно еще со времён ниссановской Примеры, но у Приуса есть проектор их показаний на лобовое стекло, причём не с выдвижным стёклышком, как, например, у моделей концерна PSA, а с данными, будто за стеклом, как у тех же BMW.

 Дорожный просвет Приуса на российском рынке — 136 мм против 123 на японском. Но главное — иные пружины и амортизаторы позволяют назвать такую подвеску комфортной и перевернуть тем самым представление о плавности хода, сформированное японской машиной.

Дорожный просвет Приуса на российском рынке — 136 мм против 123 на японском. Но главное — иные пружины и амортизаторы позволяют назвать такую подвеску комфортной и перевернуть тем самым представление о плавности хода, сформированное японской машиной.

 В биде центрального тоннеля — площадка беспроводной зарядки для смартфонов, пара подстаканников, скрытые под крышечкой разъёмы USB, Aux и розетка на 12 В. Проектор показаний приборов на стекло — удобный, безо всяких всплывающих за рулём экранов.

В биде центрального тоннеля — площадка беспроводной зарядки для смартфонов, пара подстаканников, скрытые под крышечкой разъёмы USB, Aux и розетка на 12 В. Проектор показаний приборов на стекло — удобный, безо всяких всплывающих за рулём экранов.

В пакете для плохих дорог, как уверяют нас в представительстве Тойоты, новые не только пружины, но и амортизаторы. Однако дорожный просвет вырос лишь со 123 мм до 136. По ощущениям обрусевший Prius — не тот, что был на Fuji Speedway, а гораздо более мягкий! Вместо жёстких тычков — упругое демпфирование, раскачки нет, мелкие со средними неровности под колёсами гибридомобиля скругляются, удары от более крупных выбоин шасси держит. Пробои случаются только на пугающе глубоких ямах, которые в Казани на общем ровном дорожном фоне всегда неожиданны.

 В принципе Prius может передвигаться на одной лишь электротяге — по нажатию кнопки «EV». Но когда во время съёмки мне требовался такой режим, он был, как правило, недоступен из-за недостаточного заряда батареи, хотя «в пол» за всю презентацию я разогнался лишь пару раз.

В принципе Prius может передвигаться на одной лишь электротяге — по нажатию кнопки «EV». Но когда во время съёмки мне требовался такой режим, он был, как правило, недоступен из-за недостаточного заряда батареи, хотя «в пол» за всю презентацию я разогнался лишь пару раз.

 На потолке — прикрытая крышкой от случайного нажатия кнопка SOS системы ЭРА-ГЛОНАСС и выштамповки для пущего простора над головой.

На потолке — прикрытая крышкой от случайного нажатия кнопка SOS системы ЭРА-ГЛОНАСС и выштамповки для пущего простора над головой.

Чем дольше я ездил на Приусе, тем сильнее отдалялся в мыслях от ездовых качеств этой машины. Не торкали и якобы сверхинтеллектуальные особенности оснащения. Тот же «климат» — он вроде как определяет количество седоков, моменты открытия-закрытия дверей и гибко подстраивает под изменяющиеся условия свою отдачу. Но по факту — заметить разницу в работе климат-контроля с какой-то близкой по размерам, но негибридной машиной невозможно. Искусственная кожа на руле, которая зимой воспринимается более теплой, а летом более холодной, чем в реальности? Замёрзнув на казанском ветру, явных преимуществ я не заметил. Она не приятнее, но наверняка дешевле натуральной.

Заявленный объём багажника «российского» Приуса — 502 л, как у японской машины с шинным ремкомплектом вместо запаски. Но даже по фото видно, что пол у праворульного автомобиля ниже. Вдобавок в прошлый раз нам говорили, что объём отсека с запаской — 457 л.

 Самопроизвольные пуски бензинового мотора при включённом зажигании на стоянке нарушают хай-тек идиллию. В сухом остатке Prius — это просторный экономичный хэтчбек размером с RAV4, без клиренса, но с ярким дизайном. В своей крошечной нише ему будет у нас просторно.

Самопроизвольные пуски бензинового мотора при включённом зажигании на стоянке нарушают хай-тек идиллию. В сухом остатке Prius — это просторный экономичный хэтчбек размером с RAV4, без клиренса, но с ярким дизайном. В своей крошечной нише ему будет у нас просторно.

Что остаётся? Экономичность — и дизайн с большим запасом необычности. По японскому циклу JC08 новый Prius тратит в среднем лишь 2,5 л бензина на 100 км пути. В реальности смешанный, но всё же больше загородный расход топлива по борткомпьютеру колебался около 6 л/100 км, а на финише почти 200-километрового маршрута застыл на цифрах 5,8. Сопоставимая по массе дизельная машина, скорее всего, Приусу в этом даже проиграет, но экономической выгоды всё равно ноль — вы ведь не забыли, сколько у нас стоит эта Toyota? Остаётся дизайн. Точнее — внимание, которое он привлекает. Надеюсь, пойму его лет через пять — на столько, по оценке самой Тойоты, гибридомобиль опережает время.

Паспортные данные

МодельToyota Prius
Кузов
Тип кузовахэтчбек
Число дверей/мест5/5
Длина, мм4540
Ширина, мм1760
Высота, мм1470
Колёсная база, мм2700
Колея передняя/задняя, мм1530/1545
Снаряжённая масса, кг1450
Полная масса, кг1790
Объём багажника, л502/457*
Двигатель
Типбензиновый с распределённым впрыском топлива
Расположениеспереди, поперечно
Число и расположение цилиндров4, в ряд
Число клапанов16
Рабочий объём, см³1797
Макс. мощность, л.с./об/мин98/5200
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин142/3600
Тяговый электромотор переднийсинхронный, переменного тока
Макс. мощность, л.с.72
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин163
Совокупная мощность силовой установки, л.с.122
Тяговая батареяникель-металлгидридная
Расположениепод задним сиденьем
Напряжение, В201,6
Ёмкость, А•ч6,5
Трансмиссия
Приводпередний
Ходовая часть
Передняя подвесканезависимая, пружинная, McPherson
Задняя подвесканезависимая, пружинная, многорычажная
Передние тормозадисковые вентилируемые
Задние тормозадисковые
Шины195/65 R15
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч180
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с10,6
Средний расход топлива, л/100 км3,0
Норма токсичностиЕвро-6
ТопливоАИ-95
* Без запасного колеса/с запасным колесом.

Техника

 Слева — ключевая картинка, которой в Тойоте иллюстрируют модульную архитектуру TNGA: надень на этот остов другой кузов — получишь новую модель, а в будущем — и автомобиль иного класса. Справа — претерпевшая батарейную рокировку схема расположения агрегатов: тяговая батарея перемещена из багажника под заднее сиденье, а стартерная, 12-вольтовая, — под капот.

Слева — ключевая картинка, которой в Тойоте иллюстрируют модульную архитектуру TNGA: надень на этот остов другой кузов — получишь новую модель, а в будущем — и автомобиль иного класса. Справа — претерпевшая батарейную рокировку схема расположения агрегатов: тяговая батарея перемещена из багажника под заднее сиденье, а стартерная, 12-вольтовая, — под капот.

 Спереди у Приуса McPherson, а сзади — собранная на подрамнике многорычажка, продиктованная архитектурой TNGA, которую сами японцы почему-то именуют подвеской на двойных поперечных рычагах, словно не замечая пары продольных. Для пущей стабильности верхние точки крепления задних амортизаторов наклонены к центру.

Спереди у Приуса McPherson, а сзади — собранная на подрамнике многорычажка, продиктованная архитектурой TNGA, которую сами японцы почему-то именуют подвеской на двойных поперечных рычагах, словно не замечая пары продольных. Для пущей стабильности верхние точки крепления задних амортизаторов наклонены к центру.

 Кузов Приуса примечателен не материалами (доля высокопрочных сталей увеличилась с трёх до 19%, из алюминия только капот, крышка багажника и поперечина переднего бампера), а тем, что его жёсткость на кручение благодаря лазерной сварке и увеличенному на треть количеству сварных точек выросла разом на 60%. Абсолютную цифру японцы не раскрывают. Расставленные вширь верхние передние лонжероны рассчитаны на американские краш-тесты с минимальным перекрытием.

Кузов Приуса примечателен не материалами (доля высокопрочных сталей увеличилась с трёх до 19%, из алюминия только капот, крышка багажника и поперечина переднего бампера), а тем, что его жёсткость на кручение благодаря лазерной сварке и увеличенному на треть количеству сварных точек выросла разом на 60%. Абсолютную цифру японцы не раскрывают. Расставленные вширь верхние передние лонжероны рассчитаны на американские краш-тесты с минимальным перекрытием.

 Наглядная демонстрация расширенного шумоизоляционного покрытия пола, которое стало ещё и на слой толще. Под ним — дополнительные швы герметика на моторном щите, порогах и центральном тоннеле, которых не было у Приуса-предшественника. А рядом — то, как шумоизоляционные «одеяла» выглядят под капотом и под передней панелью салона.

Наглядная демонстрация расширенного шумоизоляционного покрытия пола, которое стало ещё и на слой толще. Под ним — дополнительные швы герметика на моторном щите, порогах и центральном тоннеле, которых не было у Приуса-предшественника. А рядом — то, как шумоизоляционные «одеяла» выглядят под капотом и под передней панелью салона.

 Аэродинамическую доводку «четвёртого» Приуса проводили в новой трубе с беговыми барабанами (ибо вращение колёс — важный аэродинамический фактор). По итогам почти всё днище гибридомобиля закрыто пластиковыми экранами, а коэффициент лобового сопротивления снижен ещё на одну «сотку» — до 0,24.

Аэродинамическую доводку «четвёртого» Приуса проводили в новой трубе с беговыми барабанами (ибо вращение колёс — важный аэродинамический фактор). По итогам почти всё днище гибридомобиля закрыто пластиковыми экранами, а коэффициент лобового сопротивления снижен ещё на одну «сотку» — до 0,24.

 Бензиновый двигатель Приуса сохранил индекс 2ZR-FXE, но был переработан. Спрямлённые впускные каналы облегчили наполнение цилиндров топливно-воздушной смесью, сократили её «противоход» (обведён пунктиром) и увеличили с 0,8 до 2,8 так называемое вихревое отношение — это ускоряет процесс сгорания и позволяет активнее использовать охлаждаемую систему рециркуляции отработавших газов. Пенорезиновые вкладыши в рубашку охлаждения блока цилиндров со стороны выпускной системы позволили выровнять температуру стенок на протяжении всего хода поршня: в нижней части она стала выше, в верхней — ниже. Стойкость к детонации повысилась, потери на трение — снизились.

Бензиновый двигатель Приуса сохранил индекс 2ZR-FXE, но был переработан. Спрямлённые впускные каналы облегчили наполнение цилиндров топливно-воздушной смесью, сократили её «противоход» (обведён пунктиром) и увеличили с 0,8 до 2,8 так называемое вихревое отношение — это ускоряет процесс сгорания и позволяет активнее использовать охлаждаемую систему рециркуляции отработавших газов. Пенорезиновые вкладыши в рубашку охлаждения блока цилиндров со стороны выпускной системы позволили выровнять температуру стенок на протяжении всего хода поршня: в нижней части она стала выше, в верхней — ниже. Стойкость к детонации повысилась, потери на трение — снизились.

 Новый блок управления гибридной силовой установкой (слева) отличается сниженными на 20% электрическими потерями и на треть меньшими размерами — это позволило переместить стартерную батарею из багажника под капот. На снимке справа — две новые тяговые батареи. Левее — никель-металлгидридная ёмкостью 6,5 А•ч: она на 10% компактнее прежней и заряжается почти на треть быстрее. Правее — литий-ионная ёмкостью 3,6 А•ч для японского и американского рынков: она на 14% меньше никель-металлгидридной в объёме и на 16 кг легче (24,5 кг против 40,3).

Новый блок управления гибридной силовой установкой (слева) отличается сниженными на 20% электрическими потерями и на треть меньшими размерами — это позволило переместить стартерную батарею из багажника под капот. На снимке справа — две новые тяговые батареи. Левее — никель-металлгидридная ёмкостью 6,5 А•ч: она на 10% компактнее прежней и заряжается почти на треть быстрее. Правее — литий-ионная ёмкостью 3,6 А•ч для японского и американского рынков: она на 14% меньше никель-металлгидридной в объёме и на 16 кг легче (24,5 кг против 40,3).

 Сердце силовой установки Приуса — хитроумная трансмиссия — стало не только компактнее, но и эффективнее. За счёт пересмотренной архитектуры (генератор и электромотор располагаются не на одной, а на параллельных осях, всего осей теперь не две, а три, между электромотором и главной передачей нет планетарки) и новой конструкции синхронного электродвигателя (на 20% легче прежнего) механические потери снижены примерно на 20%.

Сердце силовой установки Приуса — хитроумная трансмиссия — стало не только компактнее, но и эффективнее. За счёт пересмотренной архитектуры (генератор и электромотор располагаются не на одной, а на параллельных осях, всего осей теперь не две, а три, между электромотором и главной передачей нет планетарки) и новой конструкции синхронного электродвигателя (на 20% легче прежнего) механические потери снижены примерно на 20%.

 Полный привод нового Приуса для японского рынка — вспомогательный: задняя ось подключается только при старте и пробуксовке передней на скользком покрытии. Технически — это дополнительный электромотор (5,3 кВт, 55 Н•м), инвертор с воздушным охлаждением и редуктор с высоким передаточным отношением — 10,5:1. Тяговая батарея такая же, как на переднеприводных версиях.

Полный привод нового Приуса для японского рынка — вспомогательный: задняя ось подключается только при старте и пробуксовке передней на скользком покрытии. Технически — это дополнительный электромотор (5,3 кВт, 55 Н•м), инвертор с воздушным охлаждением и редуктор с высоким передаточным отношением — 10,5:1. Тяговая батарея такая же, как на переднеприводных версиях.

 Выверенная теплопроводность — тот случай, когда искусственная кожа руля зимой кажется теплее, летом — прохладнее. На тепловизоре — распределение температуры по рукам через пять секунд после контакта с рулём в указанных условиях.

Выверенная теплопроводность — тот случай, когда искусственная кожа руля зимой кажется теплее, летом — прохладнее. На тепловизоре — распределение температуры по рукам через пять секунд после контакта с рулём в указанных условиях.

 Частицы сажи в старой краске поглощали инфракрасные лучи и способствовали нагреванию автомобиля на солнце. Новый цвет Thermo-Tec Lime-Green, по словам японцев, впервые в мире содержит крупные частицы диоксида титана, которые эти лучи отражают: температура окрашенного таким «лаймом» кузова в среднем на 5 °C ниже. В России этого цвета у Приуса не будет.

Частицы сажи в старой краске поглощали инфракрасные лучи и способствовали нагреванию автомобиля на солнце. Новый цвет Thermo-Tec Lime-Green, по словам японцев, впервые в мире содержит крупные частицы диоксида титана, которые эти лучи отражают: температура окрашенного таким «лаймом» кузова в среднем на 5 °C ниже. В России этого цвета у Приуса не будет.

 Ещё один окрас с изюминкой называется Emotional Red, «Эмоциональный красный». Суть в том, что раньше эффект «металлика» обеспечивали частички алюминия, распределённые вместе с хроматическим пигментом по всему объёму основной краски, а теперь слой этой краски частично прозрачен и металлический блеск исходит из глубины.

Ещё один окрас с изюминкой называется Emotional Red, «Эмоциональный красный». Суть в том, что раньше эффект «металлика» обеспечивали частички алюминия, распределённые вместе с хроматическим пигментом по всему объёму основной краски, а теперь слой этой краски частично прозрачен и металлический блеск исходит из глубины.

История Константин Болотов, Леонид Попов

Всё началось в 1992 году, когда компания Toyota определилась с концепцией охраны окружающей среды. Стартовал проект G21 («Глобальный XXI век»), и его целью была разработка компактной экономичной машинки для продажи по всему миру. Вскоре выяснилось, что задача «недостаточно смелая», и всплыла не новая, но интригующая инженеров идея гибридной силовой установки. На это и были брошены все силы.

 Впервые мир увидел концепт-кар Toyota Prius в октябре 1995 года на Токийском мотор-шоу.

Новичок Prius должен был во что бы то ни стало явиться первым на планете массово производимым бензоэлектрическим гибридным автомобилем. Но трудности возникали одна за другой практически во всём, и больше всего хлопот доставляла батарея. Справляться с проблемами пришлось нечеловеческими силами в рекордные сроки. В итоге цель была достигнута, а создание новой модели обошлось всего в миллиард долларов — среднюю для таких дел сумму. Первый серийный Prius, обозначенный NHW10, появился на прилавках в декабре 1997 года.

Тойота приус обзор

Седан с установкой Toyota Hybrid System (THS) был оснащён полуторалитровым бензиновым двигателем мощностью 58 л.с., 30-киловаттным электромотором и планетарной трансмиссией, соединявшей их между собой и с колёсами (общий принцип был сохранён и в дальнейшем). Это означало 98 сил суммарной мощности, расход чуть больше 5 л/100 км и выбросы CO 2 120 г/км.

В 1998-м Prius стал «Автомобилем года в Японии». До 2000 года включительно Prius официально продавался только на японском рынке, причём, как теперь считают аналитики, Тойоте в убыток, ибо себестоимость машины оказывалась вдвое дороже ценника. Но свою роль популяризатора «зелёных» транспортных средств автомобиль сыграл: японцы покупали по 12 тысяч гибридов в год, и это навело тойотовцев на мысль об экспорте.

 Приус 2001 модельного года с кодом NHW11 заполнил собой промежуток между первой и второй генерацией. Двигатели стали мощнее (бензиновый теперь развивал 70 л.с., а электрический — 33 кВт). «Комбинированная» мощность машины достигла 104 сил.

Приус 2001 модельного года с кодом NHW11 заполнил собой промежуток между первой и второй генерацией. Двигатели стали мощнее (бензиновый теперь развивал 70 л.с., а электрический — 33 кВт). «Комбинированная» мощность машины достигла 104 сил.

«Поколение №1,5», разгоняясь до сотни за 13 секунд, с ценой $20 тысяч отправилось покорять рынки США и Европы. И хотя до Америки Prius добрался позже, чем его единственный на тот момент конкурент Honda Insight первого поколения, тойотовскую модель в Штатах ждал успех, который предстояло развить автомобилю второй генерации.

«Второй» Prius (XW20/NHW20) появился в 2003 году. Он использовал ту же платформу MC, что и предшественник, и тот же мотор 1.5, но кузов был полностью перекроен. Он вытянулся с 4275 мм до 4450, коэффициент сопротивления воздуху снизился до 0,26.

 На модели Prius XW20 мощность ДВС выросла до 76 сил, а электромотора — до 50 кВт (суммарная 110 л.с.). Впервые в индустрии был применён кондиционер с электрическим приводом, компактнее и легче стала никель-металлогидридная батарея.

На модели Prius XW20 мощность ДВС выросла до 76 сил, а электромотора — до 50 кВт (суммарная 110 л.с.). Впервые в индустрии был применён кондиционер с электрическим приводом, компактнее и легче стала никель-металлогидридная батарея.

О продаже миллионного Приуса японцы объявили в мае 2008 года. Наибольшей популярностью до 2009-го гибрид пользовался в США, где благодаря «зелёному» тренду, подкреплённому выгодными условиями дилеров, налоговыми льготами и другими пряниками, в 2005–2006 годах покупателей нашли по 109 000 Приусов, в 2007-м — более 180 000, а в кризисных 2008–2009 годах продажи составили 163 342 и 144 298 соответственно. Однако по итогам 2009 года в рекордсмены вышла Япония: с января по декабрь там купили аж 208 862 машины. А годом позже — 315 407! Сейчас снова впереди Америка.

 «Третий» Prius (ZVW30) вышел в начале 2009 года. «Тележка» была сохранена, а всё остальное поменялось существенно. Новое поколение гибридной системы было построено вокруг 98-сильного агрегата 1.8, работавшего по циклу Аткинсона. Электромотор развивал уже 60 кВт, а суммарная отдача системы достигла 136 л.с. Длина машины выросла до 4460 мм.

«Третий» Prius (ZVW30) вышел в начале 2009 года. «Тележка» была сохранена, а всё остальное поменялось существенно. Новое поколение гибридной системы было построено вокруг 98-сильного агрегата 1.8, работавшего по циклу Аткинсона. Электромотор развивал уже 60 кВт, а суммарная отдача системы достигла 136 л.с. Длина машины выросла до 4460 мм.

Осенью 2009 года Toyota продемонстрировала Prius Plug-in Hybrid Concept — эдакий «окончательный экомобиль», заряжающийся от розетки и выбрасывающий всего лишь 60 г/км CO 2 . Оснащённая новыми литиево-ионными аккумуляторами Panasonic ёмкостью 5,2 кВт•ч, машина проезжала на одной зарядке без включения ДВС 21 км со скоростью под сотню.

 Между концептом и серией было выпущено 600 предсерийных образцов, проданных в ряде стран, а в 2011 году на конвейер встал подключаемый к сети гибрид с индексом ZVW35.

Между концептом и серией было выпущено 600 предсерийных образцов, проданных в ряде стран, а в 2011 году на конвейер встал подключаемый к сети гибрид с индексом ZVW35.

У серийного «подключаемого» Приуса была менее ёмкая батарея, чем у шоу-кара (4,4 кВт•ч), но паспортный пробег на одной зарядке инженеры сумели даже нарастить до 23 км за счёт роста эффективности электрического привода. Приусы официально продавались более чем в 80 странах. Причём в 2011 году зарекомендовавшее себя название было распространено на компактный хэтч Prius c и компактвэн Prius v. В сентябре 2015 года совокупные продажи Приусов всех поколений (без учёта вариаций c и v) превзошли 3,56 млн штук.

За кадром

 Белый — не лучший цвет нового Приуса: по-моему, он просто обязан быть ярким, как закатное казанское солнце! Приборы гибрида порой сообщают очевидную информацию, а графика так неспешна, что картинки, сменяясь, даже при телефонной съёмке накладываются друг на друга.

Белый — не лучший цвет нового Приуса: по-моему, он просто обязан быть ярким, как закатное казанское солнце! Приборы гибрида порой сообщают очевидную информацию, а графика так неспешна, что картинки, сменяясь, даже при телефонной съёмке накладываются друг на друга.

Источники:

https://www.zr.ru/cars/toyota/-/toyota-prius/tests/
https://www.drive2.ru/e/BkeHAEAABrw
https://www.drive2.com/e/BoqtQEAABCY

Оценка
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector