Обзор автомобиля Нива

Обзор автомобиля Нива

Советский автомобиль ВАЗ-2121 «Нива», а после распада СССР он стал российским автомобилем и с 1977 года выпускается Волжским автомобильным заводом. В настоящее время выпускается под маркой LADA 4×4. Автомобиль является внедорожником — внедорожником малого класса с плоским кузовом и постоянным полным приводом. Для конструкторов компактного кроссовера Suzuki Vitara автомобиль «Нива» стал моделью, в которой были использованы все его положительные наработки. Так считает британский исследователь советского автомобилестроения Томпсон, который называет «Ниву» родоначальником компактных внедорожников.

История создания автомобиля «Нива»

В послевоенные годы тип отечественных внедорожников в основном ограничивался доступными в то время «Газиками». Страна «залечивала раны», нанесенные нацистами в области инфраструктуры, и вынуждена была довольствоваться тем, что было в наличии.

Однако в 1970-х годах возникла острая необходимость предоставить сельскому населению небольшой класс внедорожников. Важность этого вопроса не потеряла своей актуальности и сегодня. В огромном количестве сельских районов не было ни подъездных дорог, ни даже каменных балластных покрытий.

Правительство СССР поставило перед автомобильными заводами задачу создать легковой автомобиль повышенной проходимости и комфортабельности, не уступающий продукции концерна Fiat, контракт с которым уже находился на стадии исполнения.

Первоначально на эту перспективную модель были установлены все силовые агрегаты, узлы и электрооборудование от уже разработанной и освоенной заводом модели «Жигули», и выглядела она как обычный легковой автомобиль, и ничего особенного, напоминающего внедорожник, в ней не было. Интерьер был практически идентичен интерьеру ВАЗ-2106.

Он был назван в честь детей первого инженера Соловьева В.С. — Вадима и Андрея, а также Натальи и Ирины, имена первых предсерийных моделей были даны автомобилю в 1974 году. Так из первых букв имен детей создателей внедорожника было создано название национального внедорожника NIVA.

Карбюратор NIVA 2121

Краткое описание конструкции «Нивы» и ее модификаций

Модельный ряд и модификации «Нивы» отличаются коробкой передач, рабочим объемом двигателя, системой подачи топлива, дизайном кузова и габаритными размерами, электрооборудованием:

ВАЗ-2121 — первая базовая модель «Нивы» с 1,6-литровым двигателем, выпускалась с 1976 по 1994 год.

ВАЗ-21211 — модификация, выпускавшаяся с 1978 по начало 1980 года. Эта модель оснащалась двигателем ВАЗ-21011 объемом 1,3 литра. Он экспортировался в несколько европейских стран. Европейцы были заинтересованы в этом автомобиле из-за экономии на налогах.

ВАЗ-21212 — базовая модель ВАЗ-2121 «Нива», но переделанная под правую сторону. Он поставлялся в страны с левосторонним расположением руля (Великобритания, Индия, Япония, Австралия и т.д.).

счетчик niva 21212

ВАЗ-211213 был разработан на базе ВАЗ-2121. Двигатель отличается рабочим объемом на 0,1 л (1,7 л) и увеличенной высотой кулачков распределительного вала. На автомобиле установлено усиленное сцепление, по сравнению с ВАЗ-2121. Заменено рулевое колесо и установлена более органичная приборная панель.

ВАЗ-21214 — это модифицированная версия ВАЗ-21213, в которой карбюраторная система была заменена на центральный впрыск топлива «General Motors».

Система управления впрыском работала на контроллере Bosch MP7.0 и была малоизвестна в России благодаря тому, что устанавливалась на легковые автомобили, экспортируемые в страны ближнего и дальнего зарубежья. Исключением был автомобиль «Нива», в двигателе которого использовалась система впрыска.

В конструкцию ВАЗ-2121 долгое время не вносилось никаких серьезных изменений, но кропотливая работа по совершенствованию системы управления велась и продолжается. Это связано с экологическими требованиями и стремлением производителя повысить технический уровень автомобиля по таким важным для владельцев параметрам, как динамика автомобиля и экономия топлива.

В настоящее время большинство автомобилей «Нива» оснащены контроллерами Bosch M7.9.7 или ME17.9.7.

нива лада 21214

ВАЗ-21217 — это модифицированная версия ВАЗ-21213 с двигателем объемом 1,6 литра. Особенностью этой версии является использование диска сцепления от ВАЗ-2121, который взаимозаменяем с диском ВАЗ-2106 «Жигули».

ВАЗ-21218 — модификация с удлиненной базой, которая на 300 миллиметров длиннее, чем у модели с короткой колесной базой (2200 мм). Эта модель отличается дверями, ширина которых достигает 1200 миллиметров и наиболее удобна для пассажиров, сидящих на заднем сиденье.

ВАЗ-2129 (народное название «Нива-Кедр») — трехдверный автомобиль, его длина на 500 мм больше базовой модели, но в отличие от ВАЗ-21218, ширина двери не изменилась. Заднее сиденье было перенесено на боковую сторону багажника и создает комфортные условия для ног пассажиров. Небольшая серия таких автомобилей выпускается с установленным дополнительным топливным баком — модель ВАЗ-2129-01.

ВАЗ-2130 — родственник ВАЗ-2129, основное отличие — увеличение объема багажника за счет установки заднего сиденья вперед на 30 сантиметров.

ВАЗ-2131 по габаритам схож с 2129 и 2130, но более удобен для пассажиров, так как имеет пять дверей. Жесткость кузова этого автомобиля уступает трехдверному, но владельцев, эксплуатирующих автомобиль на ровных поверхностях, этот факт не смущает. ВАЗ-21312, -21312-01 — дополнительные модификации, оснащенные 1,8-литровым двигателем, при этом модификация 21312-01 имеет дополнительный топливный бак.

На базе «Нивы» создаются специальные автомобили:

— для транспортировки грузов небольшого веса и габаритов;

— бронированные для финансовых учреждений;

— для Министерства внутренних дел, Министерства по чрезвычайным ситуациям, медицины и т.д.

Первые автомобили (карбюраторные) оснащались четырехступенчатой механической коробкой передач (с 21213 — пятиступенчатой), двухступенчатой коробкой передач и блокируемым центральным дифференциалом. Геометрические внедорожные характеристики улучшаются за счет соответственно высокого дорожного просвета (220 мм), низких боковых свесов (угол атаки — 32°, спуска — 37°) и относительно короткой 2,2-метровой колесной базы. Первая модель ВАЗ-2121 оснащалась двигателем ВАЗ-2121, созданным на базе ВАЗ-2106. Двигатель 2121 имеет максимальную мощность 80 л.с., а модернизированная модель ВАЗ-21213 оснащается двигателем ВАЗ-21213 с увеличенным объемом 1690 см³ и мощностью 81,9 л.с.

Как работает постоянный полный привод «Нивы»

Некоторые владельцы «Нивы» при покупке автомобиля неправильно трактуют понятие постоянного полного привода, думая, что передний мост можно включить или выключить, перемещая короткую ручку переключения коробки передач.

ручка переключения передач нива

Коленчатый вал двигателя передает крутящий момент на коробку передач через механизм сцепления и коробку передач. Коробка передач обязана своим названием функции, которую она выполняет, т.е. она «рассеивает» или распределяет энергию вращения в двух направлениях — на переднюю и заднюю оси. Вращение происходит через приводные валы, которые через крестообразное соединение под небольшим углом соединены с шестернями мостов.

Карданный вал Нива с крестовинами

В настоящее время разработаны шарнирные валы (CV-шарниры), которые обеспечивают плавность и отсутствие вибрации на приводных валах.

Крутящий момент передается от трансмиссии равными частями на оси автомобиля. Это можно выразить в процентах — 50% на заднюю коробку передач и 50% на переднюю. В дополнение к главной передаче передний и задний мосты оснащены дифференциалом, который позволяет колесам вращаться с разной угловой скоростью. Способность дифференциала автоматически регулировать скорость вращения колес позволяет избежать пробуксовки, износа протектора шин, подшипников ступиц, вибрации и управляемости на поворотах или при разном давлении в шинах. Кроме того, коробка передач имеет межосевой дифференциал, который регулирует вращение переднего и заднего мостов.

коробка передач lada niva

Таким образом, передача вращения на колеса с регулируемой угловой скоростью в автомобиле «Нива» осуществляется с помощью дифференциалов, установленных в редукторах переднего и заднего мостов, а также с помощью межосевого дифференциала. Благодаря такой конструкции крутящий момент постоянно передается на все четыре колеса, и эта технология трансмиссии называется постоянным полным приводом (международное обозначение 4WD).

как работает полный привод

Предусмотренная конструкцией трехдифференциальная система позволяет принудительно блокировать один из дифференциалов, а именно центральный дифференциал, установленный в раздаточной коробке. Замок активируется с помощью короткой рукоятки на раздаточной коробке в обратном направлении (другими словами, с консоли панели приборов). Индикатор на приборной панели горит желтым светом, указывая на то, что замок включен).

Необходимость включения блокировки возникает при движении по сложной местности (скользкий грунт, песок или снежные заносы, неровные и покрытые выбоинами поверхности). Активация короткой рукоятки устраняет пробуксовку одной оси относительно другой и тем самым повышает проходимость.

В реальной ситуации это может работать следующим образом. На пересеченной местности одно колесо (например, переднее) может забуксовать и потерять сцепление с дорогой. Если блокировка не включена, вся энергия вращения (номинально 100%) будет передана тому колесу, которое не имеет сцепления с дорогой и трения. В этом случае и задняя ось, и колесо на передней оси, имеющее сцепление с дорогой, не получат энергию вращения. В этом случае автомобиль не будет двигаться. Однако при включении блокировки межосевого дифференциала энергия вращения будет равномерно распределяться на переднюю и заднюю оси. Возникнет условие передачи вращения на задние колеса, которые имеют сцепление с дорожным покрытием. Переднее колесо, подвешенное в воздухе, будет вращаться, но и задние колеса тоже начнут вращаться.

Также возможно, чтобы и переднее, и заднее колесо были взвешены по диагонали. Блокировка межосевого дифференциала в этом случае не повлияет на колеса, контактирующие с дорожным покрытием, поскольку дифференциалы на осях будут вращать именно те колеса, которые оказывают наименьшее сопротивление. Автомобиль не проедет так далеко, как искусственно созданное зацепление на любом колесе, находящемся под нагрузкой (создание насыпи под колесом, размещение камней и т.д.). Опытные водители, переключая стояночный тормоз, выравнивают дифференциал коробки передач, заставляя вращаться то колесо, которое имеет сцепление с дорогой.

Несколько советов

  1. На карбюраторной модели при переключении передач происходит толчок, когда приводные валы ударяются о шпиндель коробки передач. Это происходит из-за удлиненного плеча треугольного коромысла, соединяющего рычаг управления дроссельной заслонкой. Плавность хода при переключении передач или отпускании педали акселератора на холостом ходу может быть обеспечена за счет изменения положения поворотного рычага.

Карбюраторная навеска Нивы

  1. Если установлены поперечные валы, следите за тем, чтобы они смазывались специальным составом каждые 2000-3000 км.
  2. В случае установленных гидрокомпенсаторов, автоматически регулирующих щелевые термоклапаны, во время эксплуатации необходимо проверить затяжку крепящих их гаек динамометрическим ключом, с усилием затяжки не более 22 Н*м.

По какой-то причине клапаны «Нивы» имеют фиолетовый цвет.

  1. При отсутствии гидрокомпенсаторов и регулировки зазоров клапанов с помощью регулировочных винтов:

— на карбюраторном двигателе соблюдайте зазор 0,15 мм;

— на двигателе с инжекторами — 0,20 мм.

Оценка
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: