- Предохранитель для акб автомобиля
- Что такое предохранитель на аккумулятор и для чего он нужен?
- Как это работает?
- Где применяется?
- Автомобили
- Водный транспорт
- Системы альтернативной энергетики
- Предохранители — для чего нужны, как проверить, как заменить
- Для чего нужны предохранители
- Проверка целостности
- Как проверить главный предохранитель
- Как проверить предохранитель с помощью мультиметра
- Проверка напряжения
- Проверка сопротивления
- Что может вызвать перегорание предохранителя?
Предохранитель для акб автомобиля
Что такое предохранитель на аккумулятор и для чего он нужен?
В этой небольшой заметке речь пойдёт о предохранителях на аккумулятор. Рассмотрим, что это такое и зачем нужно. Подобные защитные предохранители могут применяться в бортовой сети автомобилей, водных транспортных средствах, системах альтернативной энергетики. Основной задачей предохранителей является повышение безопасности эксплуатации того или иного устройства, а также минимизация ущерба при возникновении внештатной ситуации.
Как это работает?
Большинство подобных предохранителей относятся к плавкому типу. Принцип простой. Имеется небольшой отрезок (металлическая пластина, провод), который называется плавкой вставкой. Материал и сечение подбирается таким образом, чтобы выдерживать протекание электрического тока до определённого предела. При превышении этого значения вставка расплавляется и разрывает цепь.
Многие владельцы автомобилей забывают об этом и вместо покупки нового предохранителя делают подключение напрямую в обход защиты. Распространена также практика, когда перемычка подбирается примерно по сечению. Что называется, мастерят «жучков».
Нужно понимать, что если выгорел предохранитель, бортовая сеть нуждается в проверке. Если этим не заняться и не найти причину, то также сгорит следующий. А если сделать соединение напрямую, то это вообще может кончиться пожаром.
Где применяется?
Автомобили
В автомобилях предохранители на аккумуляторе можно встретить штатные или устанавливаемые владельцами самостоятельно. В последнем случае это делается при установке дополнительного оборудования. Штатные предохранители на аккумулятор часто встречаются автомобилях иностранного производства. К примеру, такую защиту ставят на многих моделях Toyota и Mitsubishi. В большинстве случаев они рассчитаны на ток до 80─150 ампер. При превышении вставка расплавляется.
Исполнение таких моделей может быть прямо под плюсовой токовывод аккумулятора или в разрыв кабеля рядом с ним. Делается это вовсе не для защиты автомобильного аккумулятора, как думают некоторые. Предохранитель защищает отдельный участок (или участки, если таких предохранителей в разводке несколько) электрической сети. Если потребляемый ток сильно возрастает, то потребители отключаются.
Обычно на иномарках подобные предохранители ставят в цепь генератора. В случае превышения значения по току цепь отключается, и питание потребителей целиком обеспечивает аккумулятор. Если предохранителей несколько, то каждый из них отвечает за свою подсеть.
Если в бортовой сети нет предохранителя, то его можно поставить при необходимости. Такая необходимость возникает при установке мощного дополнительного оборудования. Чаще всего предохранитель на аккумулятор ставят при монтаже мощных автомобильных акустических систем. И здесь это также делается совсем не для того, чтобы защитить аккумулятор. И даже не для защиты звукового оборудования (оно имеет встроенные предохранители). А делается это для защиты электропроводки.
О чём нужно помнить при выборе и установке защиты на линию от звукового оборудования?
- Номинал. О выборе номинала сказано ниже. Нужно только помнить, что по номинальному току он не должен быть меньше тех, что установлены в усилителе, к примеру. Иначе само оборудование при определённой нагрузке будет функционировать, а предохранитель сгорит.
- Расположение. Предохранитель должен быть установлен в разрыв на плюсовом проводе не далее, чем на 30 см от токовывода аккумулятора. Чем меньше это расстояние, тем лучше. Ведь если замыкание произойдет до предохранителя, ток будет идти до тех пор, пока есть подключение к аккумулятору.
- AGU. Имеют преимущество в цене. Они сами по себе стоят дешевле, и элементы для их крепежа также является более доступными. Модели AGU выполнены в виде цилиндра из стекла. По краям сделаны наконечники из металла, посередине находится плавкая вставка. Основным минусом AGU специалисты считают соединение вставки и наконечников при помощи контактной сварки. Подобное соединение в подкапотном в пространстве автомобиля будет находиться под действием вибрации. При эксплуатации это может привести к отказам в работе. Ненадежными также являются пружинные контакты, используемые для обжима.
- ANL. Эти модели имеют другую конструкцию. Они состоят из цельной металлической пластины, одновременно исполняющей роль плавкой вставки. В держателе крепление выполняется с помощью болтов. Поэтому проблема вибрации или окисления контактов для него не страшны.
Читайте также: Предохранитель прикуривателя бмв 116 е87
Калибр AWG (GAUDE) | Площадь сечения кабеля, кв. мм | Диаметр кабеля, мм | Максимальный номинал предохранителя, А |
---|---|---|---|
0000 | 107.459 | 11.7 | 300 |
000 | 84.906 | 10.4 | 250 |
00 | 67.895 | 9.3 | 225 |
0 | 54.079 | 8.3 | 200 |
1 | 42.385 | 7.35 | 175 |
2 | 33.617 | 6.54 | 150 |
3 | 26.654 | 5.83 | 125 |
4 | 21.137 | 5.19 | 100 |
5 | 16.763 | 4.62 | 80 |
6 | 13.293 | 4.12 | 70 |
7 | 10.544 | 3.67 | 60 |
8 | 8.363 | 3.26 | 50 |
9 | 6.629 | 2.91 | 40 |
10 | 5.258 | 2.59 | 35 |
11 | 4.171 | 2.31 | 30 |
12 | 3.309 | 2.05 | 27.5 |
13 | 2.623 | 1.83 | 25 |
14 | 2.081 | 1.63 | 20 |
15 | 1.65 | 1.45 | 15 |
16 | 1.308 | 1.29 | 12.5 |
17 | 1.038 | 1.15 | 10 |
18 | 0.823 | 1.02 | 7.5 |
19 | 0.653 | 0.91 | 6.25 |
20 | 0.518 | 0.81 | 5 |
21 | 0.41 | 0.72 | |
22 | 0.326 | 0.64 | |
23 | 0.258 | 0.57 | |
24 | 0.205 | 0.51 | |
25 | 0.163 | 0.46 | |
26 | 0.129 | 0.41 | |
27 | 0.102 | 0.36 | |
28 | 0.081 | 0.32 | |
29 | 0.064 | 0.29 | |
30 | 0.051 | 0.26 | |
31 | 0.04 | 0.23 | |
32 | 0.032 | 0.2 | |
33 | 0.025 | 0.18 | |
34 | 0.02 | 0.16 | |
35 | 0.016 | 0.14 | |
36 | 0.013 | 0.13 | |
37 | 0.01 | 0.11 | |
38 | 0.008 | 0.1 | |
39 | 0.006 | 0.09 | |
40 | 0.005 | 0.08 |
Вернуться к содержанию
Водный транспорт
На катерах и моторных лодках предохранители на аккумуляторе используются в тех же целях, что и на автомобилях. А именно, для защиты оборудования и проводки.
Модели предохранители для водного транспорта имеют конструкцию, аналогичную автомобильной. Часть из них устанавливается в разрыв кабеля, другие изготовлены для установки непосредственно на плюсовой токовывода аккумулятора. Последние используются чаще. Эти модели обычно имеют номинал в интервале 30─300 ампер.
У качественных моделей имеются луженые медные контакты держателей для установки предохранителей. Кабели подключаются к шпилькам (чаще всего с резьбой М8). Поскольку на моторных лодках и катерах проблема вибрации также актуальна, как и на автомобилях, предусматриваются специальные меры для защиты соединения.
Вместо обычных гаек и шайб применяются фланцевые гайки, имеющие рельефную поверхность. Это предотвращает ослабление крепежа в результате вибрационного воздействия. Гайка с фланцем, благодаря крупному основанию обеспечивает равномерное распределение усилия. В результате получается надежная фиксация кабелей.
Обычно для компактного подключения потребителей, расположенных на катере, используются блоки, имеющие два вида предохранителей. Цепи, имеющие небольшую нагрузку, защищают при помощи предохранителей до 30 А (ATC, ATO). Если речь идет о силовых цепях с высокой нагрузкой, то применяются модели до 170 А (AMI, MIDI).
Что касается электрических цепей на катерах и моторных лодках, то они создаются в зависимости от типов используемых устройств.
На водном транспорте есть подключаемое оборудование и системы постоянной готовности. Для них организуются разные цепи, защита которых объединяются в одном блоке.
Системы альтернативной энергетики
Предохранители в цепях ветрогенераторов и гелиосистем защищают от короткого замыкания и перегрузок, которые могут привести к возгоранию. Основной причиной установки предохранителей в геосистемах является защита дорогостоящего оборудования. Речь идет о подключенных к цепи сетевых инверторах или контроллерах. При наличии подобных устройств в системе установка этих защитных элементов является обязательным требованием.
В магазинах можно также найти плавкие предохранители для гелиосистем с клеммами МС4 и номиналом на 20 ампер. Подобные устройства имеют пыле и влагозащищенность в соответствии с требованиями стандарта IP67. В качестве материала контактов может применяться медь и позолоченное серебро. Производители оставляют возможность замены плавкой вставки.
Вернуться к содержанию
Предохранители — для чего нужны, как проверить, как заменить
Предохранители защищают электрические цепи автомобиля от чрезмерного тока (перегрузки). Без предохранителя перегруженный провод может перегореть или загореться.
Для чего нужны предохранители
Каждая цепь имеет свой предохранитель. Большие предохранители с высоким номинальным током защищают несколько цепей одновременно или сильноточные цепи, такие как цепи электроусилителя руля или вентилятора радиатора.
Также есть хотя бы один главный предохранитель. Зачастую основные и силовые предохранители устанавливаются ближе к аккумулятору. Смотрите эту схему блока предохранителей.
Современные автомобили имеют как минимум два блока предохранителей. В большинстве автомобилей один блок предохранителей установлен под капотом, другой находится внутри машины.
Когда какое-либо электрическое устройство в автомобиле не работает, первым шагом нужно проверить предохранитель, который защищает цепь с этим устройством.
Вы можете найти карту предохранителей в руководстве по эксплуатации или на крышке блока предохранителей. Во многих автомобилях есть съёмник для снятия предохранителей, который может быть расположен в блоке предохранителей или в крышке блока предохранителей.
Проверка целостности
Есть несколько способов проверить предохранители. Самый простой способ — вытащить предохранитель и проверить его визуально.
Например, мы собираемся проверить предохранитель прикуривателя. Перестал работать. Скорее всего это из-за предохранителя, который перегорает чаще всего.
Поверните ключ зажигания в положение ВЫКЛ. Перед извлечением предохранителя всегда полезно пометить его положение, чтобы вы могли установить его обратно в тоже место.
Берём съёмник и вытаскиваем предохранитель. Плавкие предохранители имеют тонкий металлический провод, который плавится, когда ток превышает номинальное значение предохранителя. В этом перегоревшем предохранителе проводник расплавлен, смотрите фото.
Если предохранитель перегорел, значит что-то замкнуло защищаемую цепь. Если проблема не устранена, предохранитель снова перегорит. В этой машине это был маленький винт, который упал в гнездо прикуривателя.
Запасные предохранители могут находиться внутри крышки блока предохранителей. При замене можно использовать только предохранитель подходящего типа и номинального тока. Предохранитель прикуривателя на 15 А, в большинстве автомобилей он синий.
Некоторые типы предохранителей, такие как миниатюрные низкопрофильные предохранители на фото выше, универсальны и могут быть куплены в любых магазинах автозапчастей. Большие предохранители или панели с несколькими предохранителями могут быть заказаны в специализированных автомагазинах или у дилера.
Как проверить главный предохранитель
Все автомобили имеют хотя бы один главный предохранитель. Обычно он устанавливается на положительной клемме аккумулятора или в блоке предохранителей, подключенному к положительному кабелю аккумулятора.
Часто основной предохранитель перегорает при случайном прикосновении к неправильной клемме батареи при зарядке разряженного аккумулятора. Признак перегоревшего главного предохранителя — отсутствие питания и подсветки внутри автомобиля.
Проверить главный предохранитель легко, обычно хорошо видно, если он перегорел. Если главный предохранитель перегорел, есть вероятность, что перегорели также несколько других более мелких предохранителей.
Как проверить предохранитель с помощью мультиметра
Если у вас есть мультиметр, тогда проверить предохранитель можно двумя способами.
Проверка напряжения
Первый способ — измерить напряжение на обоих контактах (выводах) предохранителя. На маленьких предохранителях есть верхняя часть обоих выводов, выступающая сквозь корпус предохранителя. Это позволяет измерять напряжение на каждой стороне предохранителя, не вынимая его.
Установите мультиметр в режим измерения постоянного напряжения (=U). Подсоедините щуп COM (черный) к минусу или металлической части кузова. Установите стояночный тормоз и поверните зажигание в положение ON (ВКЛ).
Зажигание должно быть включено, потому что при выключенном зажигании не на все предохранители подаётся напряжение. С помощью положительного щупа (красного) проверьте напряжение на обеих сторонах каждого предохранителя. Предохранитель, это просто электрический проводник.
Если обе стороны показывают 12 вольт — предохранитель в порядке.
Если на одной стороне предохранителя 12 В, а на другой стороне напряжения нет — предохранитель перегорел.
Этот метод хорошо работает, когда необходимо проверить много предохранителей одновременно.
Проверка сопротивления
Если вы уже вытащили предохранитель, но не ясно, перегорел он или нет, вы можете проверить его сопротивление. Сопротивление обратно пропорционально току. Чем ниже сопротивление, тем выше ток.
Сопротивление измеряется в Омах. Проводник, как медный или алюминиевый провод, имеет очень низкое сопротивление (около 0 Ом). Исправный предохранитель покажет 0 (или близко к 0) Ом.
Другими словами, между двумя контактами предохранителя должна быть непрерывность. Перегоревший же предохранитель покажет очень высокое сопротивление (бесконечность).
Чтобы измерить сопротивление любого электрического оборудования, оно должно быть отключено от электрической цепи. Вы не можете измерить сопротивление, пока оборудование подключено или включено. Переключите мультиметр на «Ом» и подключите щупы, как на фото.
Если предохранитель перегорел — мультиметр показывает OL, что означает отсутствие непрерывности или сопротивление выше, чем можно измерить. Если предохранитель исправен, мультиметр показывает 0 Ом.
Смотрите видео, как проверить предохранитель с помощью зажигалки или мультиметра:
Что может вызвать перегорание предохранителя?
Предохранитель защищает цепь от более высокого тока, чем может выдержать цепь. Если перегорел предохранитель, это означает, что где-то есть короткое замыкание. Оно может быть между двумя проводами или проводом питания и землёй (кузовом автомобиля).
Предохранитель также может перегореть, если оборудование потребляет более высокий ток, чем на который оно рассчитано. Например, если электродвигатель стеклоочистителя или вентилятора заблокирован при включении, он потребляет более высокий ток и, возможно, перегорит предохранитель.
То же самое может произойти, если замкнута обмотка внутри двигателя. Есть несколько распространенных проблем, которые вызывают перегорание предохранителей во многих автомобилях:
- Наиболее распространенным является случай, когда металлический предмет (например, монета) падает внутрь гнезда прикуривателя.
- Жгут проводов, который входит в крышку багажника, перетирается в месте, где он изгибается, замыкает и срабатывает предохранитель, связанный с задними фонарями или стоп-сигналами.
- Неправильная лампа, установленная в одной из фар или задних фонарей, также может привести к срабатыванию предохранителя.
- Повреждение жгута проводов прицепа.
- Жгут проводов, подключенный к какому-либо оборудованию внутри моторного отсека, протирается и замыкает предохранитель. Например, в некоторых более старых автомобилях Mercedes-Benz это была довольно распространенная проблема, когда изоляция на жгуте проводов двигателя трескалась, закорачивая провода.
- Свежие записи
- Опасность дремоты за рулем
- ОСАГО. Полезная информация для новичков
- Для чего нужна компьютерная диагностика авто?
- Выбор аудиосистемы для автомобиля
- Транспортное средство с высокой проходимостью