Типы и характеристики автомобильной акустики

Блог пользователя FebraX на DRIVE2. Как-то так пошло, что первом авто, где ставил акустику — особо не заморачивался "что?", "где?", "как?" Взял какие-то подходящие по размеру и пошел ставить. Это потом мне уже знающие люди сказали — коаксильные. Ну неплохо. Следующий авто уже более обдуманно подошел. Почитал, поизучал и решил взять:…
Типы и характеристики автомобильной акустики

Типы и характеристики автомобильной акустики

Типы и характеристики автомобильной акустики

Как-то так пошло, что первом авто, где ставил акустику — особо не заморачивался «что?», «где?», «как?» Взял какие-то подходящие по размеру и пошел ставить. Это потом мне уже знающие люди сказали — коаксильные.
Ну неплохо.

Типы и характеристики автомобильной акустики

Следующий авто уже более обдуманно подошел. Почитал, поизучал и решил взять: перед — компонентные AS-C1627K, зад — коаксильные AS-C1647.

Типы и характеристики автомобильной акустики

Стал сейчас выбирать и думать, тут уже начали рекомендовать ставить «эстраду».
В общем, решил разобраться что да как, а заодно запилить пост о «Что к чему», чтобы потом иметь все данные в одном месте.

1. Типы акустики
1) Коаксильная
В данной акустике все головки (отдельные излучающие элементы) располагаются в рамках одного динамика. То есть все частоты, которые воспроизводят отдельные головки, проигрываются одним динамиком. Как правило, коаксиальный динамик — это мидбасовый излучатель, на оси симметрии которого располагается один или несколько высокочастотных излучателей (до 4-х штук). Количество полос для коаксиальной акустики — количество излучателей в одном динамике. В связи с особенностями конструкции, коаксиальную акустику чаще устанавливают в заднюю часть автомобиля, когда она выступает в качестве подзвучки для передней компонентной акустики (хотя иногда коаксиальная акустика устанавливается и в переднюю часть автомобиля, но чаще всего из-за желания автовладельца сэкономить, так как компонентная акустика дороже). Комплект коаксиальной акустики — пара динамиков для симметричной установки в заднюю (реже — переднюю) часть автомобиля. В связи с особенностями установки, влагостойкая акустика практически всегда представлена в коаксиальной исполнении. Коаксиальный динамик способен воспроизводить весь диапазон частот, за исключением самого нижнего (сабвуферного).
Могут приобретаться с точки зрения максимальной экономии.

2) Компонентная
Здесь же все головки являются отдельными динамиками, что предполагает разнесённую установку в автомобиле. Основное преимущество компонентной системы по сравнению с коаксиальной – каждый динамик устанавливается в том месте, где его лучше всего воспринимает человеческое ухо. Следовательно, правильная конфигурация системы подразумевает переднюю компонентную и заднюю коаксиальную акустику. Устанавливать компонентную акустику и в заднюю часть автомобиля не рекомендуется, так как это может смешивать звучание для переднего слушателя. Комплект 2-компонентной акустики — пара мидбасовых излучателей (устанавливаются в двери автомобиля), пара высокочастотных излучателей (устанавливаются по направлению к слушателю, в зависимости от расположения штатных мест) и пара кроссоверов (для разделения частотного диапазона по разным динамикам). В 3-компонентной системе добавляются два среднечастотных динамика. Компонентная акустика воспроизводит весь диапазон частот, за исключением самого нижнего (сабвуферного).

3) Браксиальная
Некий компромисс между коаксиальной и компонентной акустикой, когда высокочастотный излучатель динамика является съёмным. Акустика является коаксиальной, если высокочастотный излучатель находится в единой конструкции с мидбасовым излучателем, и компонентной, если он находится отдельно. Воспроизводится весь диапазон частот, за исключением самого нижнего (сабвуферного). Браксиальная акустика встречается крайне редко и является достаточно дорогой. Комплект браксиальной акустики — два мидбасовых излучателя, два съёмных высокочастотных излучателя и два кроссовера. Браксиальная акустика может устанавливаться как в переднюю, так и в заднюю часть автомобиля.

4) Широкополосная
имеется только одна излучающая головка, которая проигрывает максимально широкий диапазон частот, за исключением самого нижнего (сабвуферного) и (иногда) самого высокого. Как правило, это довольно дешёвого и среднего ценового диапазона автомобильные динамики, которые имеют довольно посредственное звучание.

5) Мидбасовая
Отдельный акустический компонент (отдельный динамик компонентной акустики и одна из составных частей коаксиальной акустики), который устанавливается в двери автомобиля. Также называют СЧ/НЧ динамиком (средне-низкочастотный динамик). Затрагивает низкие (за исключением сабвуферных) и средние частоты.

6) Высокочастотная (твитеры)
Отдельный акустический компонент (отдельный динамик компонентной акустики и одна из составных частей коаксиальной акустики), который устанавливается по направлению к слушателю. Затрагивает самые высокие частоты. Имеет самый маленький размер среди отдельных акустических компонентов.
Твитеры в свою очередь разделяются на 2 подкатегории: купольные и рупорные.
Основная задача у них схожа, отличие в строение:
а) купольные — как и понятно из их названия, имеют диффузоров в виде купола
б) рупорные — мембрана имеет плоское строение, но форма в виде рупора и более высокая чувствительность дает большую громкость. Относится к эстрадному типу акустики.
Попробую наглядно показать принцип работы.
Купольные динамики выдают звуковые волны сферической формы, а в рупорных — цилиндрической (по сути, рупор увеличивает диаметр мембраны) чем самым увеличивается громкость и большая направленность

Типы и характеристики автомобильной акустики

7) Мидрейндж (Эстрада, среднечастотники)
сегмент динамиков, рассчитанный на громкое воспроизведение средних и высоких частот. Играет ниже среднечастотного динамика за счёт большего размера диффузора, но выше мидбасового динамика по причине иной конструкции подвеса диффузора. «Качать» такие динамики не будут. Они имеют высокий уровень чувствительности, но практически не имеют хода мембраны.
Основной упор сделан на громкость звука, поэтому чувствительность подобных динамиков практически всегда выше, чем у динамиков из направления SQ. Довольно часто для усиления эффекта устанавливается по несколько подобных динамиков в одну дверь, что достигается благодаря изготовлению подиумов.

Основное отличие Компонентной и Коаксильной от Эстрадной — первые лучше для прослушивания В машине («ближнее поле»), а эстрада — ВНЕ машины («дальнее поле»). Например, едем на работу/домой — компонентные и прочие, а на автовечеринках, openair`е, дискотеках с подгоном авто — эстрада.

2. Параметры акустических систем.

Размеры и форма
а) Круглые
1) 10см (4″)
2) 13,5см (5.25″)
3) 16,5см (6,5″)
б) Овальные
1) 13 х 18см (5 х 7″)
2) 15 х 23см (6 х 9″)
Указаны наиболее частые и популярные размеры

Материал диффузора
1) Бумага или прессованный картон — классический вариант, который все еще остается актуальным ввиду непревзойденной способности бумаги воспроизводить звук максимального качества и достоверности. Сейчас бумажные диффузоры имеют разнообразную пропитку, которая улучшает их качества и сопротивление негативным воздействиям окружающей среды (в первую очередь — влажности);
2) Стеклоткань — современный вариант, относительно недорогой и обеспечивающий приемлемые характеристики звука, несомненный плюс — отличный внешний вид;
3) Кевлар — материал того же уровня, что и стеклоткань, однако имеет гораздо более высокую прочность и стоимость;
4) Полипропилен — недорогое, простое и качественное решение, диффузор из этого пластика легкий и прочный. Кроме того, он обладает отличными декоративными качествами. Полипропилен сегодня получил очень широкое распространение, особенно в недорогих головках;
5) Шелк — применяется исключительно в купольных ВЧ-динамиках («пищалках»), для достижения необходимой жесткости шелк пропитывается разнообразными составами;

Частотный диапазон
Каждый динамик воспроизводит определённый частотный спектр, который отличается в зависимости от конфигурации динамика. Воспринимаемый человеческим ухом диапазон — от 20 Гц (низкие частоты) до 20000 Гц (высокие частоты). Чем больше площадь диффузора динамика (это не единственный показатель), тем более низкие частоты может проигрывать динамик (поэтому за низкие частоты отвечает именно сабвуферный динамик). Динамики с наименьшей площадью диффузора (высокочастотная акустика, твитеры) проигрывают высокие частоты. Динамики, которые проигрывают высокие частоты, должны быть направлены к слушателю (подобного требования к низкочастотным динамикам нет).

Мощность динамиков
Она может быть номинальной или максимальной (пиковой). Номинальная мощность является основной. Она позволяет слушать музыку на протяжении длительного промежутка времени. Пиковую мощность динамики могут выдержать недолго, в противном случае разрушится подвес диффузора, перегреется катушка или произойдут другие поломки. Очень мощная акустика должна иметь усилитель.
При выборе мощности динамиков следует руководствоваться одним простым правилом – пиковая мощность динамиков должна в 2-3 раза превышать максимальную мощность усилителя/головного устройства. Иначе вы спалите колонки.

Чувствительность
Это более важный параметр, нежели мощность. Чувствительность – это величина, измеряемая в децибелах, и показывающая давление звука, выдающее акустикой на расстоянии одного метра при подаче звука мощностью 1Вт. Акустика с большей чувствительностью будет звучать качественнее без усилителя. Если чувствительность акустики менее 90 дБ, понадобится усилитель. Также при выборе акустики следует обратить внимание на резонансную частоту, которая влияет на глубину басов. Чем ниже резонансная частота, тем лучше звучат басы.

Сопротивление акустики (Импеданс)
Полное электрическое сопротивление переменному току. Как правило, на данный показатель обращают внимание в случае подключения динамиков к усилителю, выдаваемая мощность которого отличается в зависимости от способа подключения.
Номинальным значением сопротивления (импеданса) колонки может быть от 1 до 93 Ом. При подаче музыкального сигнала, представляющего собой переменный ток, сопротивление головки будет меняться в соответствии с частотой сигнала. Номинальное значение импеданса автомобильных АС, как правило, составляет 8 или 4 Ом. С качеством звучания той или другой АС импеданс никак не связан напрямую. Данный параметр указывается производителями с той целью, чтобы при подключении акустической системы к усилителю было учтено сопротивление. При звучании будут слышны искажения, если значение сопротивления колонки ниже, чем у усилителя. В противном случае, звук будет намного тише.

На данном моменте рассмотрены основные понятия и параметры автомобильной акустики. Я бы назвал их и основными, т.к. для подавляющего большинства автолюбителей этого будет достаточно. Все-таки, если оглянуться вокруг, поспрашивать друзей и знакомых, то основная масса ездит либо со штатными системами или с минимальными изменениями (поменять динамики или ГУ).
При необходимости/желании ставить более прокаченные системы, то тут уже будут учитываться индивидуальные особенности (слух), предпочтения, бюджеты и уровень подготовки авто.

Как однажды услышал от одного товарища:
«Никогда не слушай никаких обзорщиков, никаких мастеров и экспертов — слушайте самого себя! Приедьте в магазин, сравните звучание разных систем и принимайте решение уже исходя из собственных предпочтений. Вам с этим ездить и слушать, а не перечисленным специалистам.»

На мой взгляд, самый бюджетный вариант, чтобы значительно улучшить звук достаточно (один или несколько вариантов):
1. Заменить штатное ГУ (тут могут даже штатные динамики заиграть лучше)
2. Заменить динамики
3. Произвести шумоизоляцию дверей (изолируем салон от посторонних шумов с улицы и повысим жесткость конструкции двери, убрав излишнюю вибрацию и лишний источник акустического шума)

Источник:

https://www.drive2.ru/b/620856284127730182/

Оценка
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector