Рушим мифы об эстраде и заставляем динамики играть как надо — DRIVE2

Блог пользователя anikolaev на DRIVE2. Или просто тест акустики для громкого фронта – два широкополосника и четыре рупорных твитера. В Интернете много обзоров по "эстрадной" акустике, в основном это простое "поставили, понравилось / не понравилось". Вроде бы задумка честная, все наглядно, но… не всегда объективно. Проблема в том, что пр…
Рушим мифы об эстраде и заставляем динамики играть как надо — DRIVE2

Рушим мифы об «эстраде» и заставляем динамики играть как надо

Рушим мифы об эстраде и заставляем динамики играть как надо — DRIVE2

В Интернете много обзоров по «эстрадной» акустике, в основном это простое «поставили, понравилось / не понравилось». Вроде бы задумка честная, все наглядно, но… не всегда объективно. Проблема в том, что производители не всегда дают параметры на свои динамики. А не зная их, легко ошибиться, и удачная модель останется непонятой и невостребованной. Сейчас я постараюсь показать, что не все широкополосники можно ставить одинаково. Для этого, как всегда, задействую «тяжелую артиллерию» – инструментальные измерения. А потом заодно и твитерам достанется. Короче, все серьезно.

Все фотки в пост не уместились, но самые важные тут есть. Остальное — как обычно у меня на carmus.ru.

Для теста всю технику взял одного бренда, но с разными конструкциями. Тут ведь стояла задача не сравнить какой бренд круче, а именно понять, почему каждый динамик требует своего подхода, как получить максимум от «эстрадки», почему системы порой получаются такими пронзительными и крикливыми и как не заработать рак ушей и слуховой аппарат к 40 годам. Под руку подвернулся Edge. Взял два комплекта широкополосников и четыре комплекта «свистков». Итак, поехали смотреть.

Широкополосники

Edge ED PRO8M-E4 (8 дюймов)

Рушим мифы об эстраде и заставляем динамики играть как надо — DRIVE2

Рушим мифы об эстраде и заставляем динамики играть как надо — DRIVE2

Раз уж держу в руках, то пару слов о конструкции. Корзина штампованная, так что ставить нужно аккуратнее. Перетянете – и пойдет перекос со всеми вытекающими последствиями. В комплекте идет стильное декоративное кольцо, но можно докупить опциональную решетку.

Рушим мифы об эстраде и заставляем динамики играть как надо — DRIVE2

Рушим мифы об эстраде и заставляем динамики играть как надо — DRIVE2

Fs (собственная резонансная частота) – 94 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 8,5 л
Qms (механическая добротность) – 5,69
Qes (электрическая добротность) – 0,72
Qts (результирующая добротность) – 0,64
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 24,2 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 8,1 Тл м
dBspl (чувствительность, 1м, 1Вт) – 92.0 дБ

Пока все без сюрпризов, динамик ориентирован на установку в двери и любит, когда с тыльной стороны у него свободно.

Из плюсов – резонанс относительно невысокий для «эстрадника», так что можно даже попробовать сделать две настройки. Первая – для работы на высокой громкости. Хотите, чтобы динамик не срывался в хрип, раздел с сабвуфером должен быть никак не ниже 160-200 Гц. Вторая настройка – для работы на небольшой громкости. Динамик позволяет опустить раздел с сабом до более вменяемых 60-100 Гц. Но наваливать с этой настройкой не стоит.

Из минусов – тяжеленькая для «эстрады» подвижная система. С ростом частоты проблемы начинаются раньше, чем обычно – АЧХ выше 3 кГц становится уж слишком задиристой. Хотя под углом к оси динамика звучание меняется не очень радикально, и это плюс.

Edge ED PRO65G-E4 (6,5 дюймов)

Рушим мифы об эстраде и заставляем динамики играть как надо — DRIVE2

Рушим мифы об эстраде и заставляем динамики играть как надо — DRIVE2

За конструкцию – твердая пятерка. Корзина литая, прочная, динамик идет уже с вклеенной защитной решеткой. Смотрим что по части звукового инжиниринга:

Рушим мифы об эстраде и заставляем динамики играть как надо — DRIVE2

Рушим мифы об эстраде и заставляем динамики играть как надо — DRIVE2

Fs (собственная резонансная частота) – 107 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 6,1 л
Qms (механическая добротность) – 5,73
Qes (электрическая добротность) – 0,46
Qts (результирующая добротность) – 0,42
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 7,6 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 6,3 Тл м
dBspl (чувствительность, 1м, 1Вт) – 94.2 дБ

Очень легкая подвижка, динамик гораздо легче и ровнее работает на высоких частотах. Имеет более высокую чувствительность, а это значит, что вы получите высокую громкость с меньшим количеством динамиков.

А теперь как раз то, о чем говорил в самом начале. При обычной установке в двери будет ранний спад АЧХ, и вы получите самый заурядный среднечастотник, да еще и перегружающийся не на самой большой громкости. И тут его вроде бы можно отложить, так и не поняв, как он может играть…

Но мы ж тут не зря измерения затеяли, верно? Если посмотреть на результаты повнимательнее, то окажется, что этот динамик раскроет свои возможности не в двери, а в… фазоинверторном корпусе. Причем даже городить сложные конструкции не придется. Самый компактный вариант – всего по 4 литра на динамик с портом на 105 Гц. Для двух динамиков потребуется всего-то 8 литров чистыми и круглый 8-сантиметровый порт длиной 10 см. И тогда это будет уже не перегружающийся «орун», а полноценный работник громкого фронта. Для него, как и для 8-дюймового ED PRO8M-E4, уже можно будет сделать две настройки – для высокой громкости и для небольшой.

Все, друзья, с широкополосниками этого пока достаточно. Надеюсь, получилось наглядно показать, что каждый динамик требует своих условий для нормальной работы. Выводы будут в конце, а пока что перейду к твитерам.

Все сегодняшние испытуемые построены одинаково – металлическая излучающая диафрагма нагружена рупором. Самая настоящая резонансная конструкция, за счет которой и получается такая высокая чувствительность. Но при этом конструкции все же разные, так что можно ожидать, что и результаты будут сильно различаться. Короче, смотрим.

Да, кое-что важное. Все динамики включались через конденсатор из комплекта. По сути, фильтр первого порядка. Во всех случаях емкость этого конденсатора – 2,2 мкФ. На форумах частенько приводится таблички – какая емкость конденсатора какой частоте среза соответствует. По ним для 8-омного динамика срез должен получиться в районе 9 кГц, для 4-омного – еще выше. Но это в теории, которая не учитывает слишком многого. Ничего пока не буду говорить, а просто покажу, как обстоят дела на самом деле, сами поймете.

Edge ED PRO35T-E4

Рушим мифы об эстраде и заставляем динамики играть как надо — DRIVE2

Рушим мифы об эстраде и заставляем динамики играть как надо — DRIVE2

Рушим мифы об эстраде и заставляем динамики играть как надо — DRIVE2

Номинально этот динамик 8-омный. Смотрим внимательно на АЧХ. Динамик начинает эффективно работать ни от каких не от 9 кГц, а чуть ли не от 2 кГц! Когда включим его параллельно с широкополосником, то получится, что широкая частотная область будет воспроизводиться одновременно обоими динамиками! Вот вам и одна из причин крикливости многих «эстрадных» систем. К тому же еще и собственный резонанс твитера оказывается в его рабочей зоне, и вот вам вторая причина «грязи» в звучании на высокой громкости.

Чтобы избежать всего этого, можно заменить конденсатор на любой другой с меньшей емкостью. А еще лучше подумать о схеме с поканальным усилением, чтобы появилась возможность настраивать частоту раздела между широкополосником и твитером. Благо, нынче это даже не самые дорогие головные устройства умеют. Взять, хотя бы, тот же Alpine CDE-193BT. Или Kenwood в этом году должен что-то интересное по вменяемой цене выпустить.

Источник:

https://www.drive2.ru/b/2828800/

Оценка
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector