Как настроить среднечастотный динамик

Настройка звука музыки в машине: различаем полутона без камертона Настройка звука в машине – процесс сложный. Быстро добиться идеального качества звучания
Как настроить среднечастотный динамик

Настройка среднечастотных динамиков на усилителе и магнитоле

Среднечастотный динамик, или иначе его еще называют mid-range, воспроизводит частоты в диапазоне от 250-350 Гц до 6000-7000 Гц. Чувствительность таких устройств варьируется от 89 до 93 дБ. Считается, что именно этот динамик является наиболее значимым для воспроизведения звуков, так как большинство волн находятся в среднем диапазоне. Высокие и низкие частоты лишь добавляют красок и глубины звуку, в то время как среднечастотный динамик берет на себя всю нагрузку.

Так как основную нагрузку на себя берут именно СЧ-динамики, они должны присутствовать в любой акустической системе. Такие динамические излучатели позволят различать рояль от скрипки, мужской голос от женского, отчего его значимость неоспорима. В этой связи следует более подробно изучить характеристики устройства и научиться правильно его выбирать.

Виды среднечастотных динамиков

Существует разделение среднечастотных динамиков в зависимости от формы излучающей поверхности. Они бывают:

  • с купольной диафрагмой;
  • с конусным диффузором.

Купольные диффузоры уменьшают количество звуковых искажений, а также их диаграмма направленности в меньшей степени зависит от частоты. Правда, у таких устройств несколько снижен диапазон преобразуемых частот, особенно, на низкой границе. Обычно он начинается с 800-1000 Гц.

Динамики с конусными головками также обладают недостатками. Как правило, габариты такого устройства в разы больше, а значит и корпус колонки будет достаточно объемным. Считается, что оптимальной величиной для размера конусной головки будет 10 см, поэтому этого параметра и следует придерживаться.

Как настроить среднечастотный динамик

HPF / LPF (ФВЧ / ФНЧ)

Hight pass filter (HPF), он же фильтр высоких частот (ФВЧ) — отфильтровывает (отсекает) низкие частоты, оставляя высокие.

При настройке сабвуферного усилителя установите регулятор примерно на 20 Hz, чтобы отсечь инфразвук и не тратить энергию, так как вы все равно его не услышите. Для среднечастотных динамиков HPF выставляется в районе 80 Hz, чтобы убрать диапазон низких частот, для которого динамик не предназначен и не сможет его отыграть. Если у вас выделены отдельные каналы или даже отдельный усилитель для твиттеров (пищалок) — HPF выставляется в районе 3000 — 5000 Hz в зависимости от модели, что бы не спалить их.

Все приведенные цифры являются примерными, для получения более точных и безопасных значений изучите характеристики ваших динамиков!

Low pass filter (LPF), он же фильтр низких частот (ФНЧ) — противоположен HPF и срезает верхние частоты, оставляя нижние.

Для сабвуферов устанавливается в районе 50-80 Hz в зависимости от типа оформления (ЗЯ, ФИ, и т.п.), чтобы отсечь частоты, для которых сабвуфер не предназначен. Аналогично и со среднечастотниками, для них режьте в районе 1400-1600 Hz.

Если есть возможность, то можно ограничить твиттеры на 20 000 Hz, но это не обязательно.

Конструкция среднечастотных динамиков

Устройство динамика, специализирующегося на средних частотах, особенно ничем не отличается от других динамических излучателей. В состав элементов входят:

  • гофрированный подвес;
  • диффузор;
  • колпачок;
  • центрирующая шайба;
  • звуковая катушка;
  • магнитная система.

При производстве среднечастотных динамиков, особенно для мощных акустических систем, требуется быть наиболее внимательным. Это связано с тем, что такие излучатели работают в диапазоне, который в большей степени различим человеком. Так как эти звуковые волны легко воспринимаются ухом, любое искажение будет более явным. Значит, чтобы слушатель мог насладиться музыкой, необходимо, чтобы среднечастотные динамики выдавали чистый звук.

При конструировании таких устройств придерживаются тех же принципов, что и при создании низкочастотных динамических излучателей, но существуют и особые нюансы, применимые только к этому типу динамиков. Так, как уже было отмечено ранее, излучающий элемент может принимать форму куполов или криволинейных рупоров в виде конуса. Конусообразные диффузоры используются для воспроизведения частот от 200 Гц до 5 кГц. Размер таких динамиков составляет приблизительно 12,5-20 см. правда, использование динамиков этой конфигурации ограниченно из-за узкой направленности.

Купольные диффузоры имеют диаметр от 4 до 8 см. СЧ-динамики с такой конструктивной особенностью имеют лучшую направленность, но больше нацелены на воспроизведение высоких частот. Их диапазон варьируется от 600 Гц до 8 кГц. Форма диффузора купольного типа напрямую связана с материалом, из которого он производится. Большинство диффузоров производятся из мягких или жестких материалов. Для мягких используют:

  • ткани с пропиткой;
  • целлюлозу;
  • синтетические пленки и прочие.

Жесткие диффузоры изготавливают из:

  • титана;
  • алюминия;
  • бериллиевой фольги;
  • высокомодульных сплавов, часто с бором и т.д.

Разница в материале влияет на качество воспроизводимого звука. Среднечастотные динамики с диффузором из мягких материалов зачастую преподносят естественное, малоокрашенное звучание. Особенно, это заметно при небольших уровнях входящего сигнала. При больших уровнях в таких диффузорах часто возникает потеря динамической устойчивости, отчего искажения более ощутимы.

Среднечастотный динамик с жестким диффузором позволяет воспроизводить звуковые волны в расширенном диапазоне вплоть до 12 кГц. Это достигается за счет поршневого характера колебаний, отчего звучание более чистое, а искажения проявляют себя в разы реже.

Как настроить среднечастотный динамик Как настроить среднечастотный динамик Как настроить среднечастотный динамик Как настроить среднечастотный динамик Как настроить среднечастотный динамик Как настроить среднечастотный динамик Как настроить среднечастотный динамик

Содержание

Выбор нижней граничной частоты диапазона сигналов, которые подаются на ВЧ динамик, зависит от числа полос акустической системы. Когда применяется двухполосная АС, то в наиболее типовом случае, то есть при расположении НЧ/ СЧ динамик в дверях, для поднятия уровня звуковой сцены граничную частоту желательно выбрать как можно ниже . Современные высококачественные ВЧ динамики с низкой резонансной частотой FS (800-1500 Гц) могут воссоздавать сигналы уже с частоты 2000 Гц. Однако большинство используемых ВЧ динамиков имеют резонансную частоту 2000-3000 Гц, поэтому следует помнить, что чем ближе к резонансной частоте мы устанавливаем частоту деления, тем более нагрузка ложится на ВЧ динамик.

В идеале, при крутизне характеристики затухания фильтра 12 дБ/окт., разнос между частотой раздела и резонансной частотой должен быть больше октавы. Например, если резонансная частота головки 2000 Гц, то с фильтром такого порядка частота раздела должна быть установлена равная 4000 Гц. Если очень хочется выбрать частоту деления 3000 Гц, то крутизна характеристики затухания фильтра должна быть выше — 18 дБ/окт., а лучше — 24 дБ/окт.

ЕСТЬ еще одна проблема, которую необходимо учитывать при установке частоты раздела для ВЧ динамика. Дело в том, что после согласования компонентов по воспроизведенному диапазону частот вам необходимо еще согласовать их по уровню и фазе. Последнее, как всегда, является камнем преткновения — будто бы все сделал правильно, а звук «не тот». Известно, что фильтр первого порядка даст сдвиг фазы на 90°, второго — 180° (противофаза) и т.д., поэтому во время настройки не поленитесь послушать динамики с разной полярностью включения.

К диапазону частот 1500-3000 Гц человеческое ухо очень чувствительно, и для того, чтобы передать его максимально хорошо и чисто, следует быть крайне осторожным. Сломать (разделить) звуковой диапазон на этом участке можно, но следует подумать, как потом правильно устранить последствия неприятного звучания. Из этого взгляда больше удобная и безопасная для настройки — трехполосная акустическая система, а используемый в ней СЧ динамик позволяет не только эффективно воссоздавать диапазон от 200 до 7000 Гц, но и более просто решить проблему построения звуковой сцены. В трехполосных АС ВЧ динамик включают на больше высоких частотах — 3500-6000 Гц, то есть сознательно выше критической полосы частот, а это позволяет снизить (но не исключить) требования к фазовому согласованию.

Прежде чем обсудить выбор частоты раздела СЧ- и НЧ диапазонов, обратимся к конструктивным особенностям СЧ динамиков. В последнее время у инсталляторов очень популярны СЧ динамики с купольной диафрагмой. В сравнении с конусными СЧ динамиками они предоставляют более широкую диаграмму направленности и проще в установке, поскольку не требуют дополнительного акустического оформления. Основной их недостаток — высокая резонансная частота, которая лежит в пределах 450-800 Гц.

Проблема в том, что чем выше нижняя граничная частота полосы сигналов, которые подаются на СЧ динамик, тем меньше должна быть расстояние между СЧ- и НЧ динамиками и тем более критично, где именно следует и куда сориентирован НЧ динамик. Практика показывает, что купольные СЧ динамики без особых проблем с согласованием можно включать с частотой раздела 500-600 Гц. Как видите, для большинства продаваемых экземпляров это довольно критический диапазон, поэтому, если вы решились на такую раздел, порядок раздельного фильтра должен быть довольно высоким — например, 4- й.

Следует добавить, что в последнее время стали появляться купольные динамики с резонансной частотой 300-350 Гц. Их можно использовать, начиная с частоты 400 Гц, но пока стоимость таких экземпляров довольно высокая.

Резонансная частота СЧ динамика с конусным диффузором лежит в пределах 100-300 Гц, что позволяет использовать их, начиная с частоты 200 Гц (на практике чаще употребится 300-400 Гц) и с фильтром невысокого порядка, при этом НЧ/ СЧ-Динамик полностью освобождается от необходимости работать в СЧ диапазоне. Воспроизведение без раздела между динамиками сигналов с частотами от 300-400 Гц до 5000-6000 Гц дает возможность добиться приятного, высококачественного звучания.

Постепенно мы добрались к НЧ- диапазону. Современные СЧ/ НЧ динамики позволяют эффективно работать в полосе частот от 40 до 5000 Гц. Верхняя граница его рабочего диапазона частот определяется тем, откуда начинает работать высокочастотник (в 2- полосной АСС) или СЧ- Динамик (в 3- полосной АС).

Многих волнует вопрос: следует ли ограничивать его диапазон частот снизу? Что же, давайте разберемся. Резонансная частота современных НЧ/ СЧ динамиков типоразмера 16 см лежит в пределах 50-80 Гц и благодаря высокой подвижности звуковой катушки эти динамики не настолько критичны к работе на частотах ниже резонансной. Однако воспроизведение частот ниже резонансной требует от него определенных усилий, которые приводит к снижению отдачи в диапазоне 90-200 Гц, а в двухполосных системах еще и качестве передачи СЧ- диапазона. Поскольку основная энергия ударов бас- бочки приходится на диапазон частот от 100 до 150 Гц, то первое, что вы губите, четко выраженный панч (punch — удар). Ограничивая снизу с помощью ФВЧ диапазон воспроизведенных НЧ динамиком сигналов на 60-80 Гц, вы не только позволите ему работать намного чище, но и получите большее громкое звучание, другими словами — лучшую отдачу.

Воспроизведение сигналов с частотами ниже 60-80 Гц лучше возложить на отдельный динамик — сабвуфер. Но помните, что звуковой диапазон ниже 60 Гц в автомобиле не локализуется, а значит, место установки сабвуфера не настолько существенно.

Если вы это условие выполнили, а звук сабвуфера одинаково локализуется, то в первую очередь необходимо увеличить порядок ФНЧ. Не следует также пренебрегать и фильтром подавления инфранизких частот (Subsоnіс, или ФИНЧ). Не забывайте, что в сабвуфера тоже есть своя резонансная частота и, отсекая частоты, которые лежат ниже ее, вы добиваетесь комфортного звучания и надежной работы сабвуфера. Как показывает практика, погоня за глубокими басами существенным образом удорожает стоимость сабвуфера. Поверьте, если собранная вами звуковая система с хорошим качеством воссоздает звуковой диапазон от 50 до 16 000 Гц, этого вполне достаточно, чтобы комфортно слушать музыку в автомобиле.

Довольно часто возникает вопрос: следует ли иметь одинаковый порядок фильтров НЧ и ВЧ? Совсем не обязательно. Например, если вы установили двухполосну фронтальную АСС с большим разнесением динамиков, то чтобы компенсировать провалы АЧХ на частоте раздела, НЧ/ СЧ динамик чаще всего включают с фильтром меньшего порядка. Более того, даже не обязательно, чтобы частоты срезов ФВЧ и ФНЧ совпадали.

Скажем, для компенсации избыточной яркости в месте раздела НЧ/ СЧ динамик может работать до 2000 Гц, а высокочастотник — начиная с 3000 Гц. Важно помнить, что при использовании фильтра первого порядка разность между частотами среза ФВЧ и ФНЧ должна быть не больше октавы и уменьшаться с увеличением порядка.

Такой же прием используется при соединении сабвуфера и мидвуфера для ослабления стоячих волн (бубнения басов). Например, при настройке частоты среза ФНЧ сабвуфера на 50-60 Гц, а ФВЧ НЧ/ СЧ динамика на 90-100 Гц, по заверениям знатоков, полностью устраняются неприятные призвуки, обусловленные естественным подъемом АЧХ в этой частотной области из-за акустических свойств салона.

Поэтому если и работает в car аudіо правило перехода количества в качество, то подтверждается оно только относительно стоимости отдельных компонентов и человеко-годов, которые определяют опыт и мастерство установщика, что заставит систему раскрыть свой звуковой потенциал.

1. Раздельный фильтр (кроссовер, или crossover) — устройство, которое осуществляет частотную раздел сигналов. Не будет ошибкой сказать, что кроссовер — это устройство, которое состоит из набора фильтров нижних частот (Low Pass, или ФНЧ), верхних частот (Hі Pass, или ФВЧ) и (Band Pass, или ППФ).

2. Фильтр нижних частот (ФНЧ) из широкополосного звукового сигнала выделяет спектральные составляющие, лежачие ниже частоты среза, и подавляет все другие. Фильтр верхних частот (ФВЧ) выделяет спектральный состав, лежачий выше частоты среза, и подавляет другие, фильтр (ППФПП,пп.,пуф,пФ,ЦПФ) из всего спектра сигнала выделяет узкую полосу частот.

3. Все фильтры характеризуются порядком и частотой деления. Частота деления — это частота, на которой уровень сигнала, который подавляется, становится на 3 дБ меньше, чем уровень сигнала, который пропускается. О порядке фильтра можно судить по крутизне характеристики затухания: чем выше порядок, тем более сильное затухание зависит от частоты.

4. Фильтр первого порядка имеет крутизну характеристики затухания 6 дБ/окт., второго — 12, третьего — 18, а четвертого — 24 дБ/окт. Например, если мы включаем НЧ динамик из ФНЧ первого порядка с частотой среза 100 Гц, то приходящий на нее сигнал с частотой 200 Гц будет меньше по уровню на 6 дБ (то есть в 2 раза), второго порядка — на 12 дБ (в 4 раза), а четвертого — на 24 дБ (в 16 раз).

Created by , 05.02.2012 at 09:37

Last edited by , 11.02.2012 at 17:38

Last by on 02.06.2021 at 20:03

5 s, 30,475 Views

Основные параметры при выборе среднечастотных динамиков

Так как от динамика, работающего на средней частоте, зависит качество акустики, важно, чтобы звук был максимально чистый. А значит, особое внимание следует уделить выбору именно этого устройства. Специалисты советуют принимать в расчет два основных параметра:

  • чувствительность;
  • мощность усилителя.

Правильное соотношение величин (Чувствительность Мощность усилителя) позволит добиться лучшего результата. В таблице представлено сопоставление параметров, обеспечивающих оптимальное звучание:

  • 87 дБ 200 Вт
  • 88 дБ 158 Вт
  • 89 дБ 126 Вт
  • 90 дБ 100 Вт
  • 91 дБ 79 Вт
  • 92 дБ 63 Вт
  • 93 дБ 50 Вт

От размера динамиков также многое зависит. Для среднечастотных излучателей наиболее оптимальной величиной являются диаметры, превышающие 16 см. Также стоит посмотреть, какой параметр добротности присвоен устройству.

Стоит отметить, что большинство производителей делают максимальную ставку именно на этот тип динамиков, так как они оказывают основное влияние на качество звучания всей акустической системы. По этой причине важно понимать, что цена и качество будут прямопропорциональны, все зависит лишь от покупательских возможностей слушателя.

Коаксиальные драйверы

В двух- трехполосной колонке твитер, среднечастотник и низкочастотный динамик устанавливаются отдельно, то есть, они разнесены в пространстве. Это является серьезным недостатком. Наш слух, который легко определяет направление на источник звука, бывает обманут тем, что средние частоты и высокие частоты поступают практически из разных точек.

Направление на низкочастотный излучатель определить труднее, но тем не менее его удаленность также вносит свою лепту. В результате, такая геометрия колонки ухудшает восприятие стереообраза.

В первый раз, когда ИллСиб перешли от «вы как та девочка» к «вы — та девочка», ариекаи заметно вздрогнули. Эта до странности аппетитная ложь «вы есть» родилась из ставшей уже привычной для них правды «вы похожи». А за ней и противоположное утверждение о том, что их враги также похожи на меня, как они сами. Мы показали им, как легко их собственные аргументы превращают в лжецов их самих.

Как настроить среднечастотный динамик

Строение коаксиального драйвера KEF UniQ

Широкополосный динамик, о котором написано выше, просто в силу физики процесса имеет ограничения как по максимальной мощности, так и по частотному диапазону. Кроме того, для широкополосного динамика неизбежна высокая неравномерность АЧХ (выше 10–20 дБ), которую практически невозможно, да и нет смысла компенсировать электроникой либо акустическим оформлением.

Выходом из этой ситуации стал коаксиальный драйвер. На первый взгляд, такой совмещенный динамик выглядит достаточно просто. В двухполосном варианте твитер расположен в центре низкочастотного динамика — традиционные размеры пищалок вполне для этого подходят. Но с инженерной точки зрения такая конфигурация резко затрудняет разработку (расчет) и изготовление подобной системы.

Как настроить среднечастотный динамик

Коаксиальный динамик TAD CST

И это отражается на ее стоимости. Есть варианты, которые позволяют упростить конструкцию: например, размещение твитера перед низкочастотным диффузором на специальном креплении. И все-таки именно «полновесные» коаксиальные системы создают наиболее точный стереоэффект. Поэтому во все времена разные разработчики и компании выпускали коаксиальные драйверы, которые присутствовали в составе их топовых систем.

Установка среднечастотных динамиков в автомобиль

Многие автолюбители стремятся обустроить свое транспортное средство мощной акустической системой, поэтому приобретают разные по типу динамики и встраивают их для обеспечения объемного звучания. В любой акустике не обойтись без среднечастотных динамиков, поэтому на них делается основная ставка.

Такие устройства можно ставить во фронтальной части, в зоне, где расположена магнитола, а также в дверях, чтобы обеспечить боковое звучание. Не рекомендуется устанавливать СЧ-динамики в задний отсек, так как звучание будет хуже. К тому же это идеальное место для сабвуфера.

Особенности электровакуумных усилителей

Если сравнить качество одного и того же сигнала, усиленного ламповым устройством и УНЧ на транзисторах, то разница будет видна невооруженным глазом не в пользу последнего.

Любой профессиональный музыкант скажет, что ламповые усилители куда лучше своих продвинутых аналогов.

Электровакуумные приборы давно вышли из массового потребления, им на смену пришли транзисторы и микросхемы, но это неактуально для области воспроизведения звука. За счет температурной стабильности и вакуума внутри ламповые приборы лучше усиливают сигнал.

Единственный недостаток лампового УНЧ – высокая цена, что логично: дорого выпускать элементы, которые не пользуются массовым спросом.

Как сделать выбор и где купить?

При желании приобрести среднечастотный динамик лучше изучить рынок в Интернете. Здесь представлено огромное разнообразие моделей от производителей со всего мира, при этом ценовая категория продукта будет значительно варьироваться. Если в обычных магазинах ассортимент довольно низкий, а консультация ограничивается советами продавца, то в Интернете можно прочитать отзывы о товаре и на основе них решить, подойдет ли устройство для конкретных целей. Правда, главным преимуществом покупки через магазин является возможность прослушать динамик и оценить качество звука на примере разных композиций.

Bassboost

Bassboost — повышает громкость на определенной частоте, как правило это 40-45 Hz. При использовании басбуста шанс спалить сабвуфер резко повышается, так как клипп наступает значительно раньше. В большинстве случаев bassboost не нужен и если вы новичек, то просто примите правило «Басбуст не трогать!»

Опытными людьми он может использоваться для увеличения полки АЧХ, чтобы вытянуть провалы в определенных частотах, но это уже глубокие настройки и эффект не всегда оправдает риск.

Виды акустики для машины

Все системы акустики подразделяются на два вида: компонентные и коаксиальные. Устройства коаксиальные просты и легки в монтаже, дешевле по стоимости. Такие устройства не сложно подключить и настроить. Такие системы классифицируют по их диапазонам. Для каждого диапазона предусмотрен соответствующий динамик. Обычно коаксиальная аппаратура заключается в одной колонке.

Как настроить среднечастотный динамик

Динамики для авто

Компонентная акустика отличается отдельным расположением колонок. При грамотной установке подобная система дает отличный звук. Цена компонентного оборудования выше, но и отличие в звуковом качестве колоссальное. Если нет желания затрачивать средства полностью за комплект, можно купить динамики по отдельности. Средние и низко частотные колонки стоят меньше, чем высоко частотные.

Применение УНЧ

Чаще всего УНЧ используется в аппаратуре для воспроизведения звука, потому что в данной области техники часто необходимо усиливать частоту сигнала до той, которую может воспринимать человеческий организм (от 20 Гц до 20 кГц).

  • измерительная техника;
  • дефектоскопия;
  • аналоговая вычислительная техника.

В целом усилители низких частот встречаются в качестве составных компонентов различных электронных схем, например, радиоприемников, акустических устройств, телевизоров или радиопередатчиков.

Популярные среднечастотные динамики

По типоразмерам звуковые системы классифицируются на 10, 13, 15, 16, 20, 23 см. Что это означает? Все просто: стандарт, определяющий размеры колонок. Во многих автомобилях предусмотрены места штатные для круглых колонок 10-ти, 13-ти или 16-ти см. Либо под овальные 15-ти и 23-х см. Громкоговоритель измеряется диаметром. И чем он больше, тем лучше звуковое воспроизведение.

Как настроить среднечастотный динамик

Динамики акустические

HERTZ

Известный итальянский бренд. Многие автолюбители предпочитают такие модели. Это среднечастотные динамики 10 см. дают высококачественное звучание. При этом просты при установке и подключении. Херц — однополосная каустическая техника. С номинальной мощностью в 75 Вт. и максимальной 150 Вт. Отлично проигрывают высокую частотность независимо от углов их размещения в салоне.

Как настроить среднечастотный динамик

Динамики СЧ 8″ Hertz

MOREL

Среднечастотные, современные модели. Расширяет диапазон частоты и звучания в авто. Резонансная частота хорошего качества. Эти модели с новой, увеличенной системой вентиляции. Звук колонок завораживает слушателей. И многие, кто попробовал такую акустику, считает, что Морель — лучшая из всех. Среднечастотная динамика неповторима, и ощущается присутствие исполнителя.

SWAT SP

Эти модели продаются размерами от 15 до 23 см. То есть, можно приобрести 16 и 20 см. Кому что нравится. Прекрасная звуковая чувствительность. Не сложная установка и подключение. Номинальная мощь 200 Вт. Максимальная 500 Вт.

Как настроить среднечастотный динамик

НЧ/СЧ-динамики Swat SP PRO

Обладает отличными техническими характеристиками соизмеримыми с высокой ценой оборудования. Для очень требовательных потребителей «Сват» — то, что удовлетворит все запросы.

Высококачественное, среднечастотное оборудование 16 см. На самом деле колонки немного больше: 16,7 см. Детали акустики изготовлены из качественных материалов, придающих надежность установке. Диффузор из целлюлозы, пропитанной сильнейшими влагозащитными средствами. Это помогает сохранять колонки долгие годы.

Как настроить среднечастотный динамик

СЧ динамики Kicx

Корзинка выполнена из пластика штампованного. Подвес из очень плотной ткани. Согласно отзывам водителей, это удачное, конструктивное решение для любых моделей авто. Подключить и настроить аппаратуру не сложно. Максимальная мощь 300 Вт. Номинальная 150 Вт.

PIONEER

Одна из лучших марок техники. Пионер давно зарекомендовал себя на авто рынках. Такие модели можно приобрести разных размеров: среднечастотные динамики 16 см., 20, 13. Рассмотрим на примере одной модели — TS-A20131.

Как настроить среднечастотный динамик

Автомобильные динамики Pioneer

Это среднечастотные динамики 20 см. Трехполосная, коаксиальная звуковая система. Номинальная мощность 80 Вт. Максимальная 500 Вт. Пионер славится громкими, отличными басами, превосходным качеством и долговечностью.

SOUNDMAX

Модели по низкой стоимости (до 1000 рублей за комплект). Звуковая система на любителя. Это среднечастотные динамики 13 см. с невысокими басами. Но, многие автолюбители считают это плюсом. А если подсоединить среднечастотные колонки в качественной магнитоле, то можно достичь высокого звучания.

Как настроить среднечастотный динамик

Автомобильная акустика SoundMAX

Некоторые исправляют ситуацию шумоизоляцией двери в авто. Радует комплектация системы: в наборе есть все необходимое для грамотного подключения, даже несмотря на низкую цену.

ALPINE

Известный бренд в сфере автопрома. Техника качественной сборки. Полностью укомплектована крепежами. Легкая установка и настройка. Единственный минус — отсутствие схемы подключения в комплекте. Но это никто не считает страшным. Так ка существует официальный сайт техники «Альпин», предлагающий все необходимые схемы и руководства. Страна — производитель Китай. Но это не умаляет качественных характеристик товара.

Как настроить среднечастотный динамик

Колонки Alpine SPG-10C2

Частота раздела

Один из обязательных этапов настройки звучания в салоне автомобиля — подбор оптимального деления частот между всеми излучающими динамиками: НЧ, НЧ/СЧ, СЧ (если есть) и ВЧ.
Есть два способа решения этой проблемы. Во-первых, перестройка, а чаще всего и полная переработка штатного пассивного кроссовера, во-вторых — подключение динамиков к усилителю, который работает в режиме многополосного усиления, так называемые варианты включения ВІ-amp (биампинг) или Trі-amp (трехполосное усиление). Первый способ требует серьезных знаний электроакустики и электротехники, поэтому для самостоятельного применения доступен только специалистам и опытным радиоэлектронщикам- любителям, а вот второй хотя и требует большего числа каналов усиления, доступен и менее подготовленному автолюбителю. Тем более, что подавляющее большинство продаваемых усилителей мощности изначально оснащаются встроенным активными кроссовером. Во многих моделях он настолько развит, что с успехом и довольно высоким качеством позволяет реализовать многополосное включение АС с большим числом динамиков.

Однако отсутствие развитого кроссовера в усилителе или головном устройстве не останавливает почитателей этого метода озвучивания салона, поскольку на рынке представленное множество внешних кроссоверов, способных решать данные задачи. Сначала следует сказать, что стопроцентно универсальных рекомендаций мы вам не дадим, поскольку их не существует. Вообще, акустика — это область техники, где эксперименту и творчеству отведенная большая роль, и в этом смысле почитателям аудиотехники повезло. Но для проведения эксперимента, чтобы не вышло, как у того сумасшедшего профессора — со взрывами и дымом, — необходимо соблюдать определенные правила. Первое правило — не навреди, а о других речь пойдет ниже. Более всего трудностей вызывает включение СЧ- и (или) ВЧ компонентов. И дело здесь не только в том, что именно эти диапазоны несут максимальную информационную нагрузку, отвечая за формирование стереоэффекта, звуковой сцены, а также сильно подвергнутые интермодуляционным и гармоническим искажениям при неправильной установке частоты деления, но и в том, что от этой частоты непосредственно зависит и надежность работы

Секреты грамотного подключения

Профессиональные установщики технического оборудования пользуются множеством способов, чтобы сделать звучание в салоне высококлассным. Грамотное монтирование динамиков в салон — одно из важнейших условий. Практически во всех современных машинах есть места, специально предназначенные для колонок.

Важно учитывать, что дребезжащие двери могут испортить звук даже самого дорогостоящего оборудования. Поэтому, если в салоне прослушиваются стуки, скрипы и дребезжание, это необходимо исправлять.

Чтобы со среднечастотных динамиков исходил идеальный звук, важно правильно распределить колонки в штатных местах. Рекомендуется устанавливать их по дальше от слушателей. Тогда звучание не будет «долбить» по ушам.

Gain Level

Gain (чувствительность) часто путают с громкостью, но это не совсем правильно.

Gain (гейн) — это регулировка входной чувствительности усилителя для согласования с магнитолой. Но не будем забираться в дебри и рассмотрим эту настройку с точки зрения полезной для пользователя.

Иногда значение Вольт (V) указанное на регуляторе может ввести в заблуждение. Дело в том, что чувствительность измеряется в Вольтах. Чем меньше V — тем выше чувствительность — тем громче будет играть динамик и наоборот.

Для начала будет полезно посмотреть понятое видео про то, как работает гейн на усилителе:

Настройка гейна на слух (1 способ)

Имея хорошее сабовое звено, не пользуйтесь эквалайзером и различными басовыми улучшайзерами, забудьте про bassboost на усилителе — поэтому перед настройкой гейна проверьте чтобы все это было отключено!

Установите регулятор на минимум и включите музыку, которую вы обычно слушаете. Прибавляйте громкость магнитолы на 3/4 от максимума, услышав искажения в звучании саба раньше — остановитесь и убавьте громкость на пару делений. Переходите к усилителю. Попросите помощника медленно прибавлять регулятор гейна до появления новых искажений, а услышав их, остановите вращение и убавьте на 10 %.

Настройка гейна на слух (2 способ)

Если вы не доверяете своему слуху и боитесь во время не услышать изменения, тогда воспользуйтесь более точным способом — с помощью синусов.

Если вы настраиваете сабвуфер, то используйте 40 Гц, в случае если ваш корпус настроен выше 40 Гц или у вас закрытый ящик, тогда берите 50 Гц, (скачать синусы в разделе Загрузки). Для настройки гейна для усилителя мидбаса возьмите 315 Гц.

Синус или тон (в нашем случае) — тоновый сигнал определенной частоты, изменения в звучании которого вы легко услышите

Установите гейн на минимум, включите ваш синус и прибавляйте громкость магнитолы. При изменении звучания тонового сигнала остановитесь и убавьте на пару делений (выставьте ограничение максимальной громкости на это значение, если в вашей магнитоле есть такая функция). Переходите к усилителю. Аналогично первому способу прибавляйте гейн. При изменении звучания остановитесь и убавьте на 10%.

Настройка гейна с помощью мультиметра или осциллографа

Настройка уровня гейна с помощью приборов является грамотным и точным согласованием. При этом не напрягается ни динамик ни ваши уши. Подробно о такой настройке показано в видео на нашем Ютуб канале:

Обратите внимание, что при настройке с помощью мультиметра вы должны быть уверены в мощности, заявленной производителем усилителя.

Усилитель на клистроне

Принцип работы усилителя низкой частоты на клистроне основан на модуляции сигнала сначала по скорости, а затем по плотности.

Клистрон устроен следующим образом: в колбе есть катод, нагреваемый нитью накала, и коллектор (аналог анода). Между ними расположены входной и выходной резонаторы. Электроны, испускаемые с катода, ускоряются напряжением, подведенным к катоду, и устремляются к коллектору.

Одни электроны будут двигаться быстрее, другие медленнее – так выглядит модуляция по скорости. Из-за разницы в скорости движения электроны группируются в пучки – так проявляется модуляция по плотности. Модулированный по плотности сигнал попадает на выходной резонатор, где создает сигнал той же частоты, но большей мощности, чем и у входного резонатора.

Получается, что кинетическая энергия электронов преобразуется в энергию СВЧ-колебаний электромагнитного поля выходного резонатора. Так происходит усиление сигнала в клистроне.

Усилитель на биполярном транзисторе

Часто усилительные каскады собираются с использованием транзисторов. Простой усилитель низкой частоты можно собрать всего из трех основных элементов: конденсатора, резистора и n-p-n транзистора.

Для сборки такого усилителя понадобится заземлить эмиттер транзистора, подсоединить к его базе последовательно конденсатор, а параллельно – резистор. Нагрузку следует располагать перед коллектором. К коллектору в данной схеме целесообразно подключить ограничительный резистор.

Допустимое напряжение питания такой схемы усилителя низкой частоты варьируется от 3 до 12 вольт. Номинал резистора следует выбирать экспериментально с учетом того, что его величина должна быть минимум в 100 раз больше сопротивления нагрузки. Номинал конденсатора может варьироваться от 1 до 100 мкФ. Его емкость влияет на величину частоты, с которой может работать усилитель. Чем больше емкость, тем ниже номинал частоты, которую может усиливать транзистор.

Входной сигнал усилителя низкой частоты на биполярном транзисторе подается на конденсатор. Положительный полюс питания необходимо соединить с точкой соединения нагрузки и резистора, параллельно соединенного с базой и конденсатором.

Чтобы улучшить качество такого сигнала, можно подключить к эмиттеру параллельно соединенные конденсатор и резистор, играющие роль отрицательной обратной связи.

Усилитель на микросхеме

УНЧ можно собирать и на электровакуумных элементах, и на транзисторах, и на операционных усилителях, только электронные лампы – это прошлый век, а остальные схемы не лишены недостатков, исправление которых неминуемо влечет усложнение конструкции усилителя. Это неудобно.

Инженеры давно нашли более удобный вариант создания УНЧ: промышленностью выпускаются готовые микросхемы, выполняющие роль усилителей.

Каждая из таких схем – набор ОУ, транзисторов и других элементов, соединенных определенным образом.

Примеры некоторых серий УНЧ в виде интегральных микросхем:

  • TDA7057Q.
  • К174УН7.
  • TDA1518BQ.
  • TDA2050.

Все приведенные выше серии применяются в аудиоаппаратуре. Каждая из моделей имеет разные характеристики: напряжение питания, выходную мощность, коэффициенты усиления.

Они изготавливаются в виде небольших элементов с множеством выводов, которые удобно располагать на плате и монтировать.

Для работы с усилителем низкой частоты на микросхеме полезно знать азы алгебры логики, а также принципы работы логических элементов И-НЕ, ИЛИ-НЕ.

На логических элементах можно собрать практически любые электронные устройства, но в этом случае многие схемы будут получаться громоздкими и неудобными для монтажа.

Поэтому применение готовых интегральных микросхем, выполняющих функцию УНЧ, представляется наиболее удобным практическим вариантом.

Источник:

https://ostereo.ru/novosti/nastrojka-srednechastotnyh-dinamikov.html

Оценка
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector