Автозвук: недорого, но качественно и громко

Пожалуй, изо всех околоавтомобильных увлечений автозвук — самое бесполезное в практическом отношении. Динамические качества, как силовой тюнинг, не улучшает. Новые горизонты, как внедорожная подготовка, не открывает. Но вот хотят, понимаешь ли, люди громкого и качественного звука. И что делать, если за последние год-полтора стоимость отдельных комплектующих выросла на 60–70%? Не гнаться за брендами и дороговизной, а выстраивать систему по принципу разумной достаточности. Сегодня мы поговорим о том, как создать автозвук, ограничившись минимальным бюджетом.
Автозвук: недорого, но качественно и громко

Автозвук: недорого, но качественно и громко

Автозвук: недорого, но качественно и громко

Пожалуй, изо всех околоавтомобильных увлечений автозвук — самое бесполезное в практическом отношении. Динамические качества, как силовой тюнинг, не улучшает. Новые горизонты, как внедорожная подготовка, не открывает. Но вот хотят, понимаешь ли, люди громкого и качественного звука. И что делать, если за последние год-полтора стоимость отдельных комплектующих выросла на 60–70%? Не гнаться за брендами и дороговизной, а выстраивать систему по принципу разумной достаточности. Сегодня мы поговорим о том, как создать автозвук, ограничившись минимальным бюджетом.

Все начинается с «головы»

Автопроизводители иногда позволяют себе отходить от принципов ограничения бюджета на «музыку». Например, Volvo когда-то работала с Bose. В Toyota Harrier устанавливали JBL. Subaru для Legacy раскошеливалась на McIntosh. К последнему часто обращались и немецкие автокомпании. А Pioneer специально для японского рынка создал суббренд Carrozzeria. И его продукты отличались неплохим звучанием и функционалом.

Автозвук: недорого, но качественно и громкоАвтозвук: недорого, но качественно и громко

Кто-то считает, что и среди бюджетных автомобилей можно встретить примеры музыки не по статусу. Скажем, Hyundai Solaris обоих поколений в богатых оснащениях имеет отнюдь не убогое головное устройство.

Автозвук: недорого, но качественно и громкоАвтозвук: недорого, но качественно и громко

Качественно проигрывают музыку «головы» Camry XV50. А вот у XV70 их звучание похуже. В общем, 80–90% потребителей уровнем этих штатных систем остаются довольны.

Автозвук: недорого, но качественно и громко

К сожалению, на подавляющем большинстве автомобилей (не премиальные марки и простые комплектации) «голова» установлена по принципу «есть и ладно». И хотя на современных автомобилях она уже несет все положенные причиндалы (USB, Bluetooth и, может быть, даже AUX), «бренчит» посредственно.

Автозвук: недорого, но качественно и громко

Что говорить о штатных устройствах прошлых лет, которые не имели даже подобного функционала. При этом все специалисты, с которыми удалось пообщаться, утверждают — приобретенная магнитола, пусть и начального уровня, будет лучше заводской. Другое дело, что еще в 2020 году цена таких начиналась от 3000 рублей. Сейчас — от 5000. Кто-то советует выбирать «голову» от компаний Alpine, JVC, Kenwood, Pioneer. Дескать, это профильные фирмы, для которых создание автомобильных устройств — основа деятельности. Впрочем, на этот счет есть и иная точка зрения. Приведем ее ниже, во мнениях специалистов.

Автозвук: недорого, но качественно и громко

Принцип «купили альтернативную голову, и она лучше штатной» не относится к китайским магнитолам. Как минимум не ко всем. Понятно, что «балалайки» «типа Пионер» за 1500 рублей (есть и такие!) вообще надо выносить за скобки. Но и к популярным сейчас Андроидам из Поднебесной нужно относиться осторожно. Они отличаются и по цене, и по характеристикам, и по качеству. Хотя тут тоже имеется плюрализм мнений.

Автозвук: недорого, но качественно и громко

И все же нам назвали пару китайских брендов, которые зарекомендовали себя неплохо — Teyes и Aura.

Автозвук: недорого, но качественно и громко

Что касается уровня головного устройства, то можно замахнуться на кое-что посерьезнее — взять магнитолу с кроссовером и процессором. Первый отвечает за то, что делит весь диапазон частот на низкие, средние и высокие и подает сигнал на соответствующие динамики. С помощью второго можно предельно точно настроить аудиосистему. Из именитых подобные стоят от 13 000 рублей. По мнению некоторых специалистов, хит в этом сегменте — Pioneer DEH-S5000BT. Несколько лет назад стоил в районе 11 000 рублей, теперь 18 000.

Автозвук: недорого, но качественно и громко

Формат размера — 1DIN или 2DIN — в плане звучания значения не имеет. Вопрос в том, как это будет выглядеть на консоли.

Автозвук: недорого, но качественно и громко

Интерактивный экран также никак не связан с уровнем автозвука. Но позволяет нацепить на «голову» дополнительные функции — навигацию, камеру заднего вида. Словом, если есть желание построить исключительно качественную и бюджетную звуковую систему, от этих функций можно отказаться.

Акустика: куда, какую и сколько

Как и по головным устройствам, здесь тоже существуют определенные предпочтения автопроизводителей. Причем не только по фирмам-поставщикам, но и по расположению и количеству динамиков. На моделях не премиальных брендов, но классом повыше, можно встретить динамики внизу передних дверей. Это мидбасы, выдающие частоту в пределах 80–5000 Гц, то есть часть низких и средние частоты. А также твитеры в углах оконных рамок — высокочастотники, покрывающие диапазон от 5000 до 20 000 Гц.

Автозвук: недорого, но качественно и громко

Это так называемая двухкомпонентная акустика. Есть трехкомпонентная. Мидбасы внизу, среднечастотники на уровне колен, «пищалки» наверху дверных карт. Встречается на моделях всех премиальных брендов (Lexus, BMW, Mercedes-Benz, VAG, Volvo) в не пустых комплектациях. Даже на TLC Prado и на Camry — опять же в небедных уровнях.

Автозвук: недорого, но качественно и громко

В автомобилях/оснащениях простых спереди и вовсе по одному динамику внизу дверей. Причем, например, у бюджетных Renault они диаметром 13 см (фото внизу), хотя общепризнанный стандарт — 16 см.

Автозвук: недорого, но качественно и громкоАвтозвук: недорого, но качественно и громко

На что менять заводскую акустику в том, другом и третьем случае? С последним все максимально просто. В единственные на сторону штатные места, укладываясь в небольшой бюджет, нужно устанавливать коаксиальные, то есть широкополосные динамики. Они охватывают широкий диапазон частот — от 80–100 до 20 000 Гц — и по качеству звучания уступают компонентной акустике. Однако даже самые простые устройства (от 2000 рублей) качественнее тех, что установлены на заводе.

Автозвук: недорого, но качественно и громко

Ставить «коаксиалки» вместо штатной компонентной акустики — преступление. С ними звучание однозначно потеряет в качестве. Так что нужно менять на компонентные — двух- или трех-, в зависимости от того, что было установлено изначально. Первые по минимуму стоят 4500 рублей.

Автозвук: недорого, но качественно и громко

Вторые — от 12 000. При этом можно выбрать комплект с кроссовером — порядка 8000 рублей для двухкомпонентных и 20 000 рублей для трех.

Автозвук: недорого, но качественно и громко

Если же в дверях одно штатное место или пара, а вы хотите поставить два или три динамика, то придется изготавливать под них подиумы. Это недешевая ручная работа, с учетом которой система перестанет быть бюджетной.

Автозвук: недорого, но качественно и громко

Задние динамики в этом случае надо ставить коаксиальные. Выбор в пользу двух- или трехполосной акустики существенно увеличит стоимость всей системы по той же причине — необходимо изготавливать подиумы. Да и в рамках нашей темы это не нужно. Звуковая сцена находится в районе передних сидений, а «тыл» нужен для создания фона.

Автозвук: недорого, но качественно и громко

Выбирать акустику можно еще и по ее типу. Помимо обычной существует так называемая эстрадная акустика. Внизу на обоих фото она справа. Как видим, традиционной диффузор имеет приличный ход, которого напрочь лишен эстрадный динамик.

Автозвук: недорого, но качественно и громкоАвтозвук: недорого, но качественно и громко

Из-за этой особенности она не способна воспроизводить низкие частоты, где наличие хода и его величина имеет принципиальное значение. Диапазон работы начинается с 200 Гц. То есть со средних частот. Бывает, что в комплекте с основными динамиками продаются так называемые рупоры для высоких частот. Либо их докупают отдельно. По сравнению с обычными твитерами они подают звук широкой полосой. Главная же особенность «эстрадников» в том, что, обладая такой же мощностью, но большей чувствительностью, они значительно громче обычных динамиков. Сфера их применения — улица. Выехал на природу, открыл двери, врубил на полную. В салоне автомобиля без грамотной настройки они будут играть неприятно.

Раз уж говорим про акустику, то сразу затронем и тему сабвуфера. Его, кстати, нередко ошибочно считают одним из основных элементов аудиосистемы. Точнее, даже основным. Поставил в багажник — и наслаждаешься буханьем. На самом же деле, чтобы он хотя бы «долбил», надо в первую очередь установить усилитель. А сам сабвуфер не такой уж и обязательный элемент. Вместо него, бывает, в заднюю полку врезают «овалы» — динамики 6х9 дюймов. Они, конечно, не в состоянии его полноценно заменить, просто не способны воспроизвести такие низкие частоты. Однако как бюджетный вариант пойдут. Хотя чаще их все же устанавливают в качестве мидбасов в низ дверей. И там же они часто попадаются на новых «японцах» либо на моделях для американского рынка.

Автозвук: недорого, но качественно и громкоАвтозвук: недорого, но качественно и громко

Что касается сабвуферов, то они продаются в виде отдельного элемента (от 5500 рублей).

Автозвук: недорого, но качественно и громко

И сразу в корпусе (от 6000 рублей). При этом зачастую последние являются активными — имеют встроенные усилители.

Автозвук: недорого, но качественно и громко

По корпусам есть три варианта. Самый простой — закрытый ящик.

Автозвук: недорого, но качественно и громко

Следующий — фазоинвертор. В нем колебания находятся не в закрытом объеме, а частично выходят через тоннель, который рассчитывается по длине и сечению.

Автозвук: недорого, но качественно и громкоАвтозвук: недорого, но качественно и громкоАвтозвук: недорого, но качественно и громко

Третий тип — полосовой громкоговоритель или бандпасс. Это симбиоз закрытого корпуса и фазоинвертора.

Автозвук: недорого, но качественно и громкоАвтозвук: недорого, но качественно и громко

Теоретически каждый из них можно приобрести готовым — вместе с динамиком. Но с учетом занимаемого сабвуфером объема багажника, формы последнего и желания придать корпусу внешнюю индивидуальность бокс для «саба», как правило, предпочитают заказывать в специализированных студиях.

Наконец, усилитель обязателен не только для получения громкого звука. В реальности едва ли не основная его функция — обеспечивать четкость звучания.

Автозвук: недорого, но качественно и громко

Но в бюджетных системах порой можно обойтись и без него. Выслушаем мнения специалистов.

Автозвук: недорого, но качественно и громко

— В первую очередь нужно делать шумо- и виброизоляцию. Уже при штатной «голове» и акустике. Хотя бы четырех дверей. Поверьте, вы удивитесь, насколько качественнее заиграет ваша заводская аудиосистема.

Как понятно из видео, слоев звукоизоляции должно быть пять.

Автозвук: недорого, но качественно и громкоАвтозвук: недорого, но качественно и громкоАвтозвук: недорого, но качественно и громко

При этом нет необходимости использовать дорогой материал, как на фото ниже. Это удел отнюдь не бюджетных инсталляций.

Автозвук: недорого, но качественно и громкоАвтозвук: недорого, но качественно и громко

«Шумка» четырех дверей обойдется в 12 000 рублей и добавит к массе машины 18 кг. Интересно, что, скажем, в Москве — это обычная процедура. В Сибири же воспринимается как какой-то тюнинг. Впрочем, экономить здесь не следует. Знаю, что кто-то предлагает аналогичную операцию вдвое дешевле. Но материалы в таком случае используются недорогие и некачественные. Зимой замерзают и перестают выполнять свои функции.

Головное устройство за 5000-6500 рублей будет в большинстве случаев лучше того, что установлено автопроизводителем. Например, JVC и Kenwood надо брать не дешевле 6000 рублей. В таких магнитолах уже может быть кроссовер и фильтр высоких частот (HPF), обрезающий низкие частоты. Из китайских нормальные «головы» выпускает Teyes (кстати, российский бренд). Да и все японские компании давно уже делают свою продукцию в Поднебесной. А вот брать магнитолы no name (каких много на AliExpress), категорически не советую. Они могут стоить как нормальные, а проработать буквально неделю. Китайские Андроиды стоит выбирать по верхнему ценовому уровню (порядка 30 000 рублей). Те, что стоят 10 000 рублей, внешне одинаковые, однако по характеристикам хуже — тормозят, дают плохой звук. И покупать магнитолу (как и все остальные компоненты) лучше в специализированных магазинах и студиях.

Акустику надо устанавливать вот через такие кольца из березовой фанеры, которую обязательно нужно покрывать лаком или краской — чтобы не впитывала влагу. Кольца гасят вибрации и в ряде случае позволяют дверному стеклу опускаться до конца.

Автозвук: недорого, но качественно и громко

Самая простая акустика — коаксиальная от 2000–3500 рублей или компонентная от 3000–5500 рублей — как правило, лучше заводской. Тем более если речь идет о каких-то недорогих автомобилях. Есть, кстати, 13-сантиметровые динамики для Renault.

Автозвук: недорого, но качественно и громко

Усилитель нужен в любом случае. В продаже имеются комплекты, включая двухкомпонентную переднюю акустику и «коаксиалки». Стоят 9700 рублей. Нормальный начальный уровень.

Автозвук: недорого, но качественно и громко

Обязательно надо заменить и проводку, причем на медную (5000 рублей). Конечно, алюминиевая дешевле (1500–2000), но она окисляется за год. Кто-то советует с ней устанавливать конденсаторы (еще 3000 рублей). Но с медной в них нет необходимости.

Сабвуфер лучше приобретать в виде открытого динамика. У корпусных невысоко качество как коробки, так и самой акустики. Так что лучше доверить изготовление корпуса специализированным фирмам. У нас закрытый ящик стоит 3000–5000 рублей. Фазоинвертор — от 6500 рублей. Бандпасс сложнее, дороже, крупнее. Его устраивают в соревновательных системах, на шоу-карах. При покупке сабвуфера надо обращать внимание на номинальную мощность. К примеру, у каких-нибудь Sony Xplod или Mystery можно найти такое значение — 1300 Вт. Но их они выдают кратковременно. А номинально имеют лишь 350 Вт.

В итоге, строя систему без сабвуфера, можно уложиться менее чем в 40 000 рублей. С ним — чуть больше чем в 50 000.

Приведем еще одну точку зрения.

Автозвук: недорого, но качественно и громко

— Шумоизоляция, разумеется, обязательна. Ведь автомобильный кузов, по сути, представляет собой корпус как у сабвуфера. И он должен быть заизолирован. Можно сделать в три-четыре слоя, но лучше в пять, укрыв шумо- и виброизоляцией не только металл двери, но и ее карту. В зависимости от количества слоев цена за четыре двери будет 10 000–14 000 рублей. Нет необходимости пользоваться профессиональным (на фото ниже) 4-мм материалом, который при монтаже греют паяльной лампой. Не для соревнований достаточно толщины в 2-3 мм.

Автозвук: недорого, но качественно и громко

Динамики, естественно, нужно устанавливать через проставочные кольца из фанеры, в обязательном порядке с их покраской. Потому что дерево впитывает влагу, и со временем от вибрации они просто развалятся.

Автозвук: недорого, но качественно и громко

Важно в первую очередь знать вкусы владельца — музыку каких стилей он слушает. Выбор компонентов изначально делается в сторону жанровых предпочтений. Универсальная компонентная акустика умеет воспроизводить более широкую полосу, но не особо громко. А вот эстрадная акустика удивляет максимальной громкостью, однако фактически не воспроизводит басовый диапазон.

Автозвук: недорого, но качественно и громкоАвтозвук: недорого, но качественно и громко

По построению системы есть варианты. Так, головное устройство можно оставить штатным. Вообще на автомобилях подороже могут иметься вполне неплохие «головы», усилители, грамотное размещение акустики. Но система в целом собрана экономно и не раскрывает весь свой потенциал. В таких случаях в нее можно включить процессор. С ним появляется кроссовер, AUX и Bluetooth. От Best Balance и без усилителя он стоит 23 000 рублей, с ним — на 8000 дороже. Звук теперь пойдет от него, и его можно настраивать через ноутбук — в очень широком диапазоне, скажем, добиваясь задержки по динамикам. А управлять в машине — с врезанного пульта.

Автозвук: недорого, но качественно и громкоАвтозвук: недорого, но качественно и громко

Можно поменять «голову». Как самый бюджетный вариант мы предлагаем Aura AMH-77DSP.

Автозвук: недорого, но качественно и громко

Aura — российский бренд и, несмотря на то, что выпускается в Китае, имеет неплохое качество, хорошее звучание и функционал. AMH-77DSP, помимо этого, обладает процессором. А стоит всего 5500 рублей. Сопоставимые по характеристикам Pioneer, Alpine, JBL и прочие заметно дороже — от 16 000 рублей. При этом того качества звучания, что было прежде, уже не дают.

Китайские Андроиды вообще ставить не рекомендую — ни дешевые, ни дорогие. Люди вынуждены их покупать, желая расширить сильно урезанный функционал штатной магнитолы.

Автозвук: недорого, но качественно и громко

К примеру, в Lexus RX кроме Android ничего не поставишь — нет накладок, нет крепежа. Клиенты с целью экономии заказывают Андроиды с популярных сайтов типа «АлиЭкспресс». Но продавцы отправляют магнитолы без должного набора проводки и блоков Canbus, что приводит к невозможности корректного подключения. В 50% случаев такое устройство ляжет мертвым грузом где-нибудь дома. Или после монтажа не будет работать автомобильный бортовой компьютер или климат-контроль. Такое встречается, например, на Nissan и Infiniti. В 60% случаев заставить его работать без потери бортовой электроники не получается.

В подобных ситуациях как раз и нужно устанавливать отдельный процессор или Bluetooth-модуль. Звук пойдет уже от них.

Автозвук: недорого, но качественно и громко

Есть альтернативный вариант — установка дополнительной магнитолы, например, в бардачок. Той же процессорной Aura (вся инсталляция стоит порядка 10 000 рублей). В таком случае сохраняется заводской вид консоли и весь ее функционал. А управляется установленная магнитола со штатных кнопок на руле, для чего в систему внедряется коммутатор.

Автозвук: недорого, но качественно и громко

Наконец, при замененной или дополнительной магнитоле можно установить усилитель (от 4000 рублей). Что касается акустики, то, безусловно, даже самая бюджетная — коаксиальная DL Audio за 1890 рублей — в большинстве случаев лучше штатной. Двухкомпонентные Best Balance стоят от 5000 рублей, трехкомпонентные — от 12 000. С кроссовером — от 20 000.

Автозвук: недорого, но качественно и громко

Проблема при постройке бюджетной системы в том, что для получения качественного звука надо менять штатные места. Расположение трехполосной — мидбасы внизу, «среднечастотники» на уровне подушек сидений и твитеры в углах оконного проема — неправильное. Последние сильно разнесены, среднечастотные играют в колени. Их необходимо поднимать вверх, устанавливая рядом с «пищалками». А это — изготовление подиумов и иной бюджет.

Автозвук: недорого, но качественно и громко

Но и при двухкомпонентной те же твитеры нужно разворачивать в сторону звуковой сцены. На Ford Explorer мы отказались от штатной трехполосной. Вместо нее вниз установили овалы 6х9 и в новых корпусах повернули твитеры.

Автозвук: недорого, но качественно и громкоАвтозвук: недорого, но качественно и громко

Эстрадная акустика хороша для уличного применения. Но если использовать процессор, то ее можно зажать в определенном диапазоне частот, и она будет хорошо звучать в салоне автомобиля.

Сабвуфер дает глубину звука. Когда система правильно отстроена, вы не будете знать, что он есть — звук будет идти словно из передних динамиков. Активные сабвуферы, то есть те, что продаются уже в корпусах и с усилителем, брать не стоит. Там используются самые дешевые компоненты, и со временем владельцы от них отказываются. Корпус для закрытого у нас стоит в районе 3000–5000 рублей. Фазоинвертор — от 6000 до 16 000 рублей.

Автозвук: недорого, но качественно и громко

В нем уже нужно высчитывать сечение и длину тоннеля — это работа для специалистов. А бандпасс — еще более сложное и дорогое развитие «фазика». Не укладывается в рамки бюджетного автозвука. В последнее время мы отказываемся от карпета как обивочного материала. Используем гравировки, лаки, пропитки.

Источник:

https://www.drom.ru/info/misc/85478.html

Оценка
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector